ЕДИНЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СОЗНАНИЕ

Единый элемент и сознание

 

А.В. Зубко

 

                                                                                                                         Не нам, не нам,

Но Имени Твоему

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ

К наиболее общим и очевидно истинным представлениям обыденного сознания о свойствах реальности следует отнести убежденность во всеобщей множественности и протяженности мироздания. Есть ли что-либо более несомненное для нашего опыта чем то, что мир образован совокупностью предметов делимых на части, и что от одного предмета можно перейти к другому? Может даже показаться, что все успехи естествознания свидетельствуют в пользу таких представлений. Но так ли это на самом деле, не ограничивают ли подобные взгляды на природу действительности нашу возможность понимания сущности некоторых явлений и в частности сознания? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

 

2. ЕДИНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, ЭФИР  И  ЕДИНОЕ

Как известно, все вещество состоит из атомов, атомы состоят из электронов и ядра, ядро состоит из нуклонов – протонов и нейтронов, нуклоны состоят из кварков. Далее, согласно так называемой теории суперструн [1], все элементарные частицы (электроны, нейтрино, кварки, фотоны, гравитоны и т.д.)  являются различными состояниями квантовых колебаний суперструн. Эти последние есть (гипотетические) колебательные системы типа замкнутых в кольцо (или разомкнутых) отрезков упругой струны с характерными размерами порядка планковской длины ~10-33 см. На сегодняшний день теория суперструн является единственным кандидатом на роль единой физической теории всех элементарных частиц и их фундаментальных взаимодействий. Можно сказать, что теория суперструн является теорией «единого физического элемента», лежащего в основе всех физических форм материи, так как не только элементарные частицы, но и сама структура физического пространства–времени являются вторичными сущностями, результатом квантовой конденсации в состоянии суперструн [2, с.272, 273].

В настоящее время обнаружено очень много существенных совпадений и аналогий между физикой элементарных частиц и квантовой физикой конденсированных сред. Стало достаточно очевидным, что «имеющиеся в природе элементарные частицы очень похожи по своим свойствам на возбуждения некоторой сложно устроенной среды (эфира)» [2, с. 4]. Таким образом, можно предположить существование более фундаментальной, чем физическая, формы материи – эфира.  При этом вполне может оказаться, что упомянутые выше суперструны будут одной из форм коллективного движения эфирной материи, чем-то вроде замкнутых в кольцо квантовых вихрей, или ротонов, в сверхтекучих жидкостях [3]. Но в таком случае возникает вопрос о природе «элементарных частиц» эфира и так далее. Можно ли избежать подобного бесконечного спуска по ступеням уровней структурности материи? Действительно ли материя является такой бесконечной «матрешкой» или же подобные представления есть результат незаконного переноса вглубь строения материи некоторых свойств наблюдаемых на ее «поверхности»?

«Основной посылкой классического естествознания является убеждённость в том, что материя существует как нечто множественное по самой природе своей и обусловленная этим произвольная степень дифференцируемости ее составляет самое ее сущность. Поэтому в принципе в  любом опыте и на любом уровне возможна сколь угодно точная детализация  состояний и структур материи» [4, с.162]. Однако, даже с точки зрения таких абстрактных математических дисциплин как теория множеств и математическая логика, подобная картина мира едва ли возможна. Действительно, представление о существовании реального мира в качестве некоторого универсального и всеобъемлющего множества всех множеств сразу же приводит нас к известным парадоксам теории множеств, связанных с внутренней противоречивостью понятий типа «множество всех множеств» [4, с.151¸162]. Точно также представления об актуальной (то есть действительно осуществленной) составленности сущего из некоторых индивидуальных элементов проявляются в математике в виде проблемы мощности континуума. Известно, что мощность (т.е. «количество») множества точек на прямой, плоскости или пространстве, являющихся образами континуума, выше счетной бесконечности. Но каков тип этой бесконечности (точнее, каково положение мощности континуума на шкале «алефов» Г. Кантора - À0, À1, À2,…, где мощность счетной бесконечности равна «алеф ноль» - À0)? Оказалось, что нет, и не может быть однозначного ответа на вопрос о мощности континуума. Здесь ситуация полностью аналогична геометрии, в которой аксиома параллельных (о том, что через точку, не лежащую на данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной) является «свободной» аксиомой, разные варианты которой приводят к геометриям разных типов. Можно выбрать вариант аксиомы, в котором  таких параллельных прямых  нет ни одной или более чем одна. В этом случае мы получим непротиворечивые неевклидовы геометрии. Другими словами, свободный характер континуум-гипотезы (то есть отсутствие однозначного ответа на вопрос о мощности континуума) по-видимому, означает, что «континуум в конечном итоге не следует мыслить как актуальное множество точек» [4, с.261]. А так как континуум является классическим образом физического пространства, то эта математическая проблема прямо затрагивает основы наших представлений о множественных свойствах действительности.

Важнейшим экспериментальным свидетельством того, что «множественность как сторона природы является принципиально неуниверсальной и конечной» [4, с.275], что на некотором уровне мир есть единое и неделимое целое, чуждое и прямо противоположное всякой множественности и детализируемости, явилось обнаружение квантовых свойств материи. Оказывается, что существование постоянной Планка, характеризующей масштаб квантовых явлений, в конечном итоге «ограничивает применимость эмпирически верифицируемых (экспериментально проверяемых – А.З.) образов отдельного элемента и множества элементов в описании физической реальности безотносительно к их физической природе. Это означает, что для адекватного отражения свойств квантовой целостности и неделимости мира нужно отказаться от образов отдельного элемента и их  множеств и перейти к прямо противоположному и дополнительному представлению – представлению о конечной неразложимости мира на множества каких-либо элементов вообще» [5, с.7]. С точки зрения философии, квантовые свойства материи могут быть поняты как конкретное физическое проявление общей диалектики Многого и Единого.

Таким образом, классические представления об актуальной и всеобъемлющей детализированности действительности являются ограниченными. Им на смену приходят квантовые представления о потенциальной конечной детализируемости и реальном осуществлении детализации в конкретном процессе взаимодействия материальных частиц. Оказывается, что свойства множественности и протяженности мироздания ограничены свойством сущего как Единого, отрицающего всякую множественность и протяженность. Такое расширение наших взглядов на свойства материи во многом «снимает» остроту математических парадоксов теории множеств и т.п. в применении к описанию действительности. Однако остается открытым вопрос о конечности уровней структурности материи.

 

3. СОЗНАНИЕ И КВАНТЫ

Принципиально важно отметить, что с классической (по существу дела механической), чисто множественной точки зрения на строение материи едва ли возможно объяснить сущность сознания. Это было хорошо понятно уже Лейбницу, отрывок из «Монадологии» которого приведен ниже. «Если мы вообразим себе машину, устройство которой производит мысль, чувство и восприятия, то можно будет представить ее себе в увеличенном виде с сохранением тех же отношений, так что можно будет входить в нее как в мельницу. Предположив это, мы при осмотре ее не найдем ничего внутри ее, кроме частей, толкающих одна другую, и никогда не найдем ничего такого, чем бы можно было объяснить восприятие. Итак, именно в простой субстанции, а не в сложной и не в машине нужно искать восприятия» [6]. Образно говоря,  вопрос здесь состоит в том, какова природа и сущность того «маленького человечка» (гомункулуса), который смотрит на экран маленького «телевизора» в нашем мозгу и который есть наше сознание, мы сами?

Поразительная аналогия между свойствами специфической целостности, неделимости явлений сознания и квантовых явлений побуждает современную научную мысль все пристальнее обращать внимание на квантовые свойства вещества как на возможный «субстрат» сознания. В качестве введения в эту проблему можно указать на работы [5 , 7], а работа  [8] дает обзор современного состояния дел в этой области. Пионером данного направления «квантовой теории сознания», по-видимому, следует считать Нильса Бора и его работу «Квант действия и описание природы»  [9]. Несмотря на ряд очень важных и интересных результатов полученных в рамках такого подхода, полного ответа на вопрос о природе сознания, или шире – отражения, как сущностного свойства материи, пока нет. Абсолютное большинство работ по квантовой теории сознания связывает его сущность с веществом мозга, то есть с физическими формами материи, мы же попробуем  выйти (и очень далеко) за пределы вещества.

 

4. УЧЕНИЕ МАХАТМ О ЕДИНОМ ЭЛЕМЕНТЕ

В поисках подхода к пониманию природы сознания и основ строения материи, давайте обратимся к Учению Махатм. Ниже мы приводим имеющие принципиальное значение некоторые цитаты из книг Учения (с небольшими  предположительными комментариями, не претендующими на точность и полноту):

- «мы признаем лишь единый элемент в Природе (духовный ли, материальный ли), вне которого не может быть Природы, ибо он есть сама Природа, и который как Акаша, наполняет нашу солнечную систему – причем каждый атом есть часть его, - пронизывает собой все пространство и, в действительности, есть само пространство» [10, с.86,87] (можно сравнить это положение с упомянутыми выше результатами теории суперструн в отношении элементарных частиц и структуры пространства-времени – А.З.);

- «доктрины наши указывают лишь на единый принцип в природе – духо-материю или материю-дух, третий принцип, конечный Абсолют или квинтэссенция обоих (если только позволительно употребить такой ложный термин в приложении к данному понятию), - который теряется за пределами духовного прозрения даже «Богов» или Планетных Духов…. В книге Киу-тэ  Дух назван конечной сублимацией материи, материя – кристаллизацией духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации этому, нежели в простейшем явлении льда, воды и пара и конечном рассеянии последнего; рассматриваемое в обратной последовательности, это явление именуется Духом, падающим в зарождение или материю» [10, с.177,178] (здесь можно видеть указание на важнейшую роль фазовых переходов – А.З.);

- «6-й и 7-й принципы, отдельно от остальных составляют вечную, неуничтожимую, но и бессознательную «монаду»» [10, с.127];

- «7-й принцип также молекулярен, как и первый, но 7-ой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и терянием своей полярности» [11, с.628] (другими словами, видимо утверждается, что 7-ой принцип «квантован» и что его «кванты» обладают меньшим перечнем существенных характеристик, чем кванты физических полей – А.З.);

- «Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что Дух без материи - ничто» [12, с.356];

- «Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» (З.А.Й. 275) [13, с.348] (конкретная содержательность и качество сознания определяются накоплениями оболочек Монады - А.З.);

- «Сознание пространства напитывает уместимое мозговое вещество. Нельзя показать этот процесс, он неизмерим» (З.А.Й. 218) [13, с.332] (сущность сознания не принадлежит веществу самому по себе и, по-видимому,  недетализируема - А.З.).

Приведенный выше список можно значительно расширить многочисленными и более подробными выдержками из «Писем Махатм», «Тайной Доктрины», Агни Йоги и писем Е.И. Рерих. Отметим здесь, насколько положения Учения по существу дела близки самым современными взглядами физики, идя при этом гораздо дальше вглубь основ строения материи.

Исходя из данных указаний Учения, попробуем осуществить синтез эзотерических и естественнонаучных представлений. Возможно, такая попытка позволит нам наметить пути решения проблем естествознания и философии об основах строения материи и природе сознания – отражения.

 

5. ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ И ПРЕВРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ МАТЕРИИ

Важнейшим для предпринимаемой попытки синтеза и соответствующей гипотезы о строении мироздания является вводимое нами понятие превращенных форм материи, содержание которого мы сейчас попробуем пояснить ниже.

Согласно результатам современной физики, фундаментальное значение для формирования материальной стороны бытия имеют фазовые переходы в состоянии материи. Прежде всего – это переходы квантовой и классической конденсации в процессе рождения и расширения Вселенной. Классическим примером таких переходов в случае вещества является последовательность переходов газ, жидкость, твердое тело – переходы количественных изменений температуры в новое качество состояния вещества. Фазовые переходы имеют принципиальное значение, как для физики элементарных частиц, так и для квантовой космологии, описывающей самые ранние стадии эволюции Вселенной [14]. С точки зрения философии, существование фазовых состояний и переходов обусловлено наиболее фундаментальными свойствами материи – способностью к взаимодействию, а также качественной и количественной определенностью ее форм.

Характерным для фазовых переходов конденсации является образование качественно новых коллективных форм движения материи. В качестве примера можно привести звуковые колебания в кристаллическом твердом теле. При достаточно низкой температуре становится существенной квантовая природа этих колебаний, и оказывается, что звуковая волна состоит из отдельных «порций энергии» - квантов, называемых фононами (от греч. «фонос» - звук). Фононы по своим свойствам вполне аналогичны обычным элементарным частицам в «пустом» пространстве, но «вакуумом» для них является соответствующая конденсированная среда – твердое тело. Из-за этого сходства фононы называют квазичастицами. Помимо фононов в квантовой физике конденсированных сред известно много других типов квазичастиц – экситоны, поляроны, магноны и так далее. Важно отметить, что вследствие специфической квантовой целостности, квазичастицы являются относительно устойчивыми и неразложимыми самостоятельными сущностями. Так, например, в металлах фононы взаимодействуют не только друг с другом, но и с электронами проводимости и, таким образом, выступают наравне с «обычными» частицами как их партнеры во взаимодействии.

По существу дела, квазичастицы «есть продукт превращения внутренних отношений сложной системы (конденсированного вещества – А.З.), происходящего на определенном ее уровне и скрывающего их фактический характер и прямую взаимосвязь косвенными выражениями. Являясь продуктом и отложением превращенности действия связей системы, они в то же время существуют в ней в виде отдельного, качественно цельного явления, «предмета» наряду с другими» [15]. (Отметим, как хорошо описывает свойства квазичастиц эта цитата, взятая из совершенно другой предметной области – анализа форм общественного сознания у М.К. Мамардашвили.) Поэтому, с точки зрения философии, квазичастицы, рассматриваемые как специфические целостности «изнутри» сферы их отношений,  вполне могут быть названы превращенной формой (движения)  вещества. Используя этот философский термин, можно предположить, как это было пояснено выше, что суперструны являются превращенной формой эфирной материи, своего рода квазичастицами эфирного конденсата.

 

6. ПОПЫТКА СИНТЕЗА

Предполагаемый синтез современного естествознания, философии и Учения мы будем осуществлять на основе понятий Единого, Единого Элемента, фазовых переходов в его состояниях и соответствующих превращенных форм материи. Как можно видеть, такой комплекс понятий является достаточно органичным для всех указанных сфер знания и поэтому может явиться основой их синтеза.

Опираясь на изложенный выше материал, сформулируем следующие предположения о фундаментальных основах строения мироздания.

1. Множественные свойства материи являются ограниченными и относительными. Их необходимым дополнением является свойство сущего как единого целого, отрицающего всякую детализируемость и состояние множественности. Такое Единое является абсолютно внутренним и далее неразложимым, проявляющимся только в свойствах множественной стороны действительности.

2. Предполагается существование первой формы множественных свойств материи. Эта первая форма материи является своеобразным Единым Элементом, первичным эфиром, основой и источником всех форм материального и идеального.  Относительно множественную единицу первой формы материи будем называть Монадой, а саму первую материю – монадической материей.

3. Вследствие специфического взаимодействия Монад, обусловленного их Единством, в состоянии монадической материи с неизбежностью происходит фазовый переход типа квантовой конденсации. Неизбежность такого перехода может быть понята как первое конкретное проявление Единства в свойствах непосредственно предстоящих ему Монад. Первичное Единство есть исток всех остальных форм взаимодействия, и является своего рода абсолютно непреодолимым видом взаимодействия. В силу самой природы этого первого фазового перехода, его первичность является чисто логической и принципиально не может быть указан какой-либо момент длительности (времени), когда данный переход реально произошел. Первый фазовый переход – это своеобразная фигура речи, способ описания, условная аналогия.

4. В результате первого фазового перехода образуется превращенная форма монадической материи или вторая форма материи.

5. Вследствие общих закономерностей фазовых переходов такого рода (обобщенно понимаемого закона сохранения энергии), некоторые Монады должны остаться в относительно активном надконденсатном состоянии на фоне конденсата. Физическим примером здесь является сосуществование нормальной и сверхтекучей компонент жидкого гелия ниже температуры фазового перехода  при 2,18°К.

6. Предполагаются дальнейшие фазовые переходы второй материи с образованием соответствующих превращенных форм или уровней космической материи (третья материя является превращенной формой второй и так далее). Физический уровень является наинизшим в этой последовательности. Такой механизм образования качественно новых уровней структурности материи обуславливает конкретную природу «элементарных частиц» этих уровней. При этом внутри каждого такого уровня  могут образовываться различные подуровни материи вследствие фазовых переходов меньшего «масштаба».

Рассмотрим теперь некоторые выводы из такой модели мироздания.

Поскольку Монады являются первой формой множественных свойств материи, то они принципиально не имеют никакой внутренней структуры. Их множественность есть их единственное и «поверхностное» свойство. Приведём очень грубое сравнение: представим себе волны на поверхности океана, но при этом под поверхностью океана ничего нет; то, что мы, глядя с поверхности, представляем как объём воды, в действительности является одной точкой с нулевым объёмом. Не имея никаких иных атрибутов (существенных признаков), Монады абсолютно тождественны друг другу, неразличимы и не являются отдельными индивидуумами. Физическим образом этого свойства Монад является принцип неразличимости одинаковых частиц в квантовой механике. Таким образом, вследствие их тождества, во взаимодействии на уровне первой материи каждая из Монад как бы отражает саму себя, а соответствующая форма отражения практически лишена какого-либо  конкретного содержания, ибо в силу своей первичности Монады абсолютно бесструктурны. Вследствие этого, на уровне первой материи Монады с абсолютной полнотой и непосредственностью содержательно даны друг другу через их Единство в силу отсутствия у них всякого внутреннего содержания. Или, иначе говоря, у всех Монад одно единственное общее беспредметное внутреннее «содержание» – Единое. Первую форму отражения материи отвечающую такому взаимодействию будем называть монадическим сознанием. Термин «сознание» используется здесь в предельно условном смысле, вне всяких ассоциаций с психологической «нагруженностью» этого понятия. Такое «чистое сознание» является чистой бессознательностью, имея скорее чисто «физический» характер. В силу бесструктурности и своеобразной «безатрибутивности», отсутствия качеств и признаков у Монад, их способность к отражению на уровне первой материи не только неотделима, но и совпадает со способностью к взаимодействию, которое есть форма их Единства. Монадическое сознание есть абсолютно полная и непосредственная содержательная данность Монаде иного, иной Монады как самой себя, обусловленная свойством сущего как Единого во Многом и наличием первой формы множественных свойств материи. Монадическое сознание, содержа в своей сущности чистую форму инаковости (данности иного), является пустой формой всякого конкретного содержательного сознания, его первообразом и потенциальностью, ведь всякое конкретное сознание и есть содержательная данность иного себе как себя самого.  Только при взаимодействии активной надконденсатной Монады с формами второй материи (с ее «элементарными частицами», «атомами» и «молекулами») впервые можно говорить о фактической содержательности соответствующей формы отражения, то есть о некотором смысле, поскольку Монада взаимодействует здесь с чем-то отличным от самой себя, имеющим иную, но не чуждую природу (со «своим иным»). Содержание такой формы отражения полностью определяется строением  указанного комплекса («молекулы») второй материи. Эта «молекула»  есть материальная, «внешняя» форма данного смысла. «Внутренняя» сторона этого смысла, данная «сознанию» Монады, (то есть его содержание) определяется исходным Единством всех форм материи. (Единое обуславливает  взаимную содержательную «открытость» и согласование сущностей взаимодействующих объектов через их общий «корень», то есть именно оно есть основа отражения как сущностного свойства материи. Единое, как абсолютно внутреннее, является основой сознания как внутреннего свойства материи.) Но форма проявления Единства на уровне второй материи уже опосредована конденсатной структурой этого уровня, наличием качественно новых превращенных форм материи. Таким образом, форма и содержание «элементарной частицы» или «молекулы» второй материи как некоторого фактического смысла хотя и максимально сближены,  но не совпадают из-за превращенной природы второй материи. Полное совпадение формы и содержания смысла имеет место только для Монад и их взаимодействия на уровне первой материи. Но такое совпадение принципиально недостижимо из-за неизбежности первого фазового перехода, навсегда скрывающего природу «чистой» первой материи, делающего ее ненаблюдаемой. Здесь можно вспомнить приведенное выше положение Учения о том, что «Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что Дух без материи - ничто». Таким образом «чистая» монадическая, первая материя, по-видимому, соответствует Парабраману, а базисные формы второй материи (или первого конденсата) соответствуют Мулапракрити. Для активной Монады на фоне первого конденсата уже имеет место различие между явлением и сущностью, внешним и внутренним, формой и содержанием. Такое различие обусловлено её взаимодействием с Монадами «конденсатного вакуума»  второй материи. В квантовой теории поля этому явлению соответствует эффект перенормировки свойств элементарных частиц вследствие их взаимодействия с виртуальными частицами физического вакуума.

Взаимодействие активных Монад с формами третьей материи будет происходить через посредство форм второй материи. Третья материя иерархически ниже второй материи и находится, так сказать, внутри её сферы действия и имеет другое качество. В соответствии с этим, формы сознания, отвечающие указанному взаимодействию Монады с третьей материей, также будут  иерархически ниже, чем отвечающие второй материи, и будут находиться внутри их сферы действия, имея другое качество. Таким образом, взаимодействие Монады с формами материи третьего и последующих уровней, в силу их конденсатно-превращенной природы, опосредуется структурами предшествующих уровней материи. Поэтому «молекула» третьей материи, как форма смысла по отношению к Монаде, характеризуется ещё бо́льшим различием формы и содержания из-за опосредующей роли второй материи. Содержание такого смысла зависит от конкретных особенностей этого опосредования, которое само становится неотъемлемой частью содержания смысла. Продолжая по аналогии дальше, мы можем получить последовательность иерархически соподчиненных и качественно различных форм смысла с увеличивающейся мерой опосредования  взаимодействия с Монадой и соответственно увеличивающейся мерой различия формы и содержания таких смыслов.

Из общих закономерностей следует, что формы второй материи наличные к моменту её фазового перехода (дающего третий уровень материи), будут иметь решающее значение для  конкретного результата этого перехода. Другими словами, эти формы второй материи являются своеобразными «космическими смыслами», определяющими наиболее общие законы природы в зависимых низших уровнях материи. Чем иерархически выше форма смысла, тем шире «бытийная сфера» его действия.

Вследствие своего иерархически наивысшего положения, активная Монада может стать организующим центром накопления и синтеза форм материи разных уровней в своих оболочках (некоторую аналогию представляет атомное ядро и его электронные оболочки). Способность непосредственного или опосредованного взаимодействия Монады со всеми уровнями материи и уровней материи между собой делает возможным эволюцию оболочек Монады, а реальное сознание полностью определяется  содержанием и структурой этих оболочек («накопленная вокруг него энергия есть сознание»). Развитой формой оболочек Монады является её Тело, состоящее из  материи разных уровней. При этом материальной основой иерархически соподчиненных и качественно различных модальностей или качеств эмпирического сознания  (мышления, эмоций, ощущений) будет опосредованное взаимодействие Монады с формами материи качественно разных уровней. Тело Монады опосредует ее взаимодействие с внешними предметами разных уровней материи, обеспечивает их восприятие. Поэтому Тело и его состояние не только являются существенной составной частью индивидуально–личностного смысла некоторого внешнего Телу предмета, но и само это Тело есть некоторый смысл, данный сознанию Монады через взаимодействие с ней.

Исходя из развиваемых здесь представлений, можно понять, почему иерархически высшие модальности сознания обладают большей мерой «прозрачности», большей мерой «открытости» их содержания сознанию.  Поясним, о чем идет речь. Так, например, ощущения являются своего рода знаками воздействий внешнего мира на наше тело. Но эти знаки нам даются как таковые, без понимания конкретной определенности их сущности. Мы совсем не сознаем почему, скажем, сахар обязан вызывать именно вот такое вкусовое ощущение. В этом отношении эмоции являются более «прозрачными». Как правило, внимательно «вглядевшись» в свое эмоциональное состояние мы, более или менее, способны понять его причину, структуру и механизм протекания. Хотя, как мы знаем, такая возможность реализуется далеко не всегда и сущность  эмоций для нас не всегда прозрачна.  Гораздо  более открыта сознанию сфера мысли. Сущность содержания мысли явлена сознанию почти «без остатка», со значительно большей непосредственностью, чем эмоции и ощущения. Предмет мысли есть нечто понятное «без лишних слов». Говоря кратко, с возрастанием  иерархического уровня возрастает  мера непосредственности и полноты явленности сущности специфического предмета модальности сознания. Такое положение дел представляется абсолютно закономерным, поскольку высшие модальности сознания отвечают высшим формам смысла с меньшей степенью опосредования взаимодействия с Монадой и меньшей мерой различия между их формой и содержанием. Чем выше уровень смысла, тем непосредственнее он дан Монаде – источнику индивидуального сознания.

Условия физического уровня материи, как иерархически низшего и наиболее «кристаллизованного», «инертного», могут явиться решающим условием в формировании самосознания Тела Монады. Образование физической оболочки Тела даёт возможность «высвечивания» смыслового содержания оболочек Тела Монады в виде результатов его активности на этом уровне. Обратное восприятие этих результатов есть своеобразное «отражение» активности Тела Монады от материи физического уровня. Именно максимальная мера различия между Монадой и физической формой материи может обеспечить максимальную меру опосредования в указанном отношении сознания Монады к самому себе. Эта практически – деятельностная обратная связь есть основа саморегуляции и, по-видимому, основа возникновения самосознания, перехода от пассивного непроизвольного сознания к активному произвольному сознанию.

 Последовательно развивая представления об эволюции оболочек Монад, мы можем получить картину иерархии Монад. Иерархический статус Монады определяется мерой эволюционных накоплений её высших оболочек, высших смыслов, определяющих высшие формы сознания.

Единство сущего обуславливает взаимодействие его множественных частей. По аналогии с физикой, конкретные формы способности к взаимодействию «элементарных частиц» разных уровней материи можно назвать соответствующими «зарядами». Поэтому с «внешней» стороны всякий смысл есть структура «заряженных частиц», взаимодействующих как между собой, так и с другими «частицами» сообразно их природе. Совокупное структурирующее воздействие «зарядов» смысловых накоплений оболочек высших Монад на иерархически подчинённые уровни материи способно проявляться в них как «законы Природы», так как низшие уровни полностью находятся внутри сферы действия высших и определяются ими. (Такой механизм порождения «законов Природы» дополнителен к описанной выше роли «космических смыслов» при фазовом переходе второй материи и является его активной стороной.) Безусловно, в этом процессе решающую роль играет активность сознания коллектива высших Монад (Космического Магнита). Будучи систематически развиты далее, такие представления, по-видимому, естественным образом позволяют объяснить чрезвычайно  точный «подбор»  значений фундаментальных физических величин, обуславливающий возможность существования сложных структур материи во Вселенной (так называемый, антропный принцип  [16]). При этом разгадкой антропного принципа является активная роль сознания по отношению к строению мироздания в целом. (Отметим, что догадки такого   рода   высказывал   и   один    из  творцов     современной    квантовой      космологии  А.Д. Линде [14, с.248].)

Здесь необходимо принципиально важное замечание. Сделанное нами в таком виде предположение о существовании первой формы материи не является её, как говорят, онтологическим, конкретным определением, что недопустимо в философии, ведь понятие «материя» является предельно широкой философской категорией, определяемой через противоположение идеальному – «своему иному». В силу принципа наблюдаемости, в естествознании реально осмыслены только те высказывания, которым (хотя бы потенциально)  соответствуют возможности наблюдательной проверки. Теория относительности и квантовая механика предметно иллюстрируют справедливость этого тезиса. Так понимаемый принцип наблюдаемости является формой принципа конкретности истины. В силу этого принципа наблюдаемости беспочвенными являются всякие конкретные вопросы о природе Монад или монадического сознания, ибо какие-либо конкретные смыслы отвечают формам материи, иерархически более низким, чем монадическая материя, – формам второй материи и ниже. Поэтому они  принципиально не могут дать возможности наблюдения монадической материи в ее «исходном», «чистом» состоянии. Другими словами, вопрос о природе Монад безсмысленен: Монада первична по отношению к смыслу.

Можно сказать, что в развиваемой здесь системе взглядов, монадическая материя является принципиально ненаблюдаемым в своем первичном состоянии и невыразимым в своей сущности Абсолютом, на который можно лишь указать, дав ему условное наименование типа Парабраман или То. Наблюдаемые формы материи будут начинаться с уровня второй материи (т.е. Мулапракрити). Такой «отсутствующий» в проявленной реальности Абсолют, своеобразная «внебытийная основа бытия» и «внесмысловая основа смысла», является предпосылкой свободного беспредельного становления конкретных форм материи и смысла, так как не накладывает на проявленное бытие конкретных ограничений, а лишь задает саму возможность бытия. Впрочем, такое описание Абсолюта является, некоторым образом, метафизическим. Мы как бы смотрим на Абсолют «со стороны», не учитывая, что неизбежно находимся «внутри» его. Построение самосогласованного описания подобной структуры бытия – сознания есть задача для будущего. 

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы попытались очень кратко наметить контуры некоторой гипотезы или модели мироздания. Методологией построения предлагаемой модели являлся синтез положений современной науки (прежде всего квантовой физики) и философии на основе указаний Учения. Именно положение Учения о существовании Единого Элемента, понимаемого как первая форма проявления множественных свойств материи, явилось чрезвычайно плодотворным для выработки нового подхода к проблеме природы сознания. Нельзя не отметить органическое единство основополагающих принципов Учения с самыми современными достижениями науки. Безусловно, сколько-нибудь серьезное рассмотрение затронутых здесь вопросов требует анализа гораздо большего объема материала, чем это допустимо в публикациях такого рода. Однако нам представляется, что на основе таких взглядов может быть развита последовательная и самосогласованная теория, позволяющая с единых позиций описать психические и физические явления, указать на конкретные формы укорененности духовного в материальном, на их неразрывное сущностное единство. Источником духовного, сознания, отражения как сущностного свойства материи является свойство Единства множественного бытия. Иерархически высшее положение сознания среди остальных свойств материи обуславливает как возможность беспредельной познаваемости проявленной материи, так и активность сознания по отношению ко всем ее формам. Однако и такое познавание и такая активность обуславливаются конкретной структурой эволюционно наработанных высших оболочек  Тела Монады.

В предлагаемой модели вся материя причастна смыслу и сознанию в той или иной форме и мере, а индивидуальное сознание не только является абсолютно необходимым элементом мироздания, но в своих высших формах определяет его развитие. Излагаемые здесь представления, по-видимому, позволяют единым и взаимосвязанным образом описать всю сферу смыслов, как с ее объективной стороны – законы Природы, так и с субъективной – содержание индивидуального сознания.

 

 

Литература

 

1.      Грин М., Шварц Дж., Виттен Э. Теория суперструн. В 2-х т., М., Мир, 1990.

2.      Поляков А.М. Калибровочные поля и струны. М., изд-во ИТФ им. Л.Д. Ландау, 1995.

3.      Фейнман Р. Статистическая механика. М., Мир, 1978, С.378.

4.      Цехмистро И.З. Диалектика множественного и единого. Квантовые свойства мира как неделимого целого. М., Мысль, 1972.

5.      Цехмистро И.З., Штанько В.И. и др. Концепция целостности. Харьков, Вища школа, 1987. Электронная версия издания: www.users.i.com.ua/~psylib/books/koncelo/txt00.htm

6.      Лейбниц Г.В.  Сочинения в четырех томах, М., Мысль, 1982, Т.1, С.415.

7.      Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания. Харьков, 1981.

8.      Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов, изд-во СГУ, 1998. Электронная версия издания. Последняя модификация текста 16.12.99. www.piramid.express.ru/disput/ivanov/1/html

9.      Бор Н. Избранные научные труды.  В 2-х т., М., Наука, 1971, Т.2, С. 56¸61.

10.  Чаша Востока. Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885 гг. Рига - Москва, Угунс – Лигатма, 1992.

11.  Письма Махатм. Самара, 1993.

12.   Письма Елены Рерих (1929 - 1938). В 2-х т., Минск, Белорусский фонд Рерихов, ПРАМЕБ, 1992, Т.2

13.  Агни Йога. В 3-х т., Самара, Дизайн-сервис, 1992, Т.1.

14.  Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., Наука,1990.

15.   Мамардашвили М.К. Превращенные формы.  Электронная версия издания: www.philosophy.ru/library/mmk/knir/forms.html

16.  Розенталь И.Л. Физические закономерности и численные значения фундаментальных постоянных.// УФН, 1980. Т.131,  № 2. С.239.


На главную страницу

Ассоциация Исследователей Психической Энергии