С.Р. Аблеев

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ:

Абсолют, дух, материя

Эзотерическая философия – особое, но малоизученное явление куль­туры. Объясняется это, во-первых, тем обстоятельством, что сторонни­ки эзотерической традиции познания никогда не стремились к широкому распространению своего знания. Сокровенная Мудрость всегда была ло­кализована в определённых закрытых школах, орденах, обществах, вход в которые имели лишь избранные. Во-вторых, приверженцы рационалисти­ческой науки со времён Ньютона и Лейбница, в большинстве своём, мало стремились к изучению эзотерических доктрин. В них не видели ничего, кроме наивной мифологии, умозрительной метафизики и примитивного мис­тицизма. Таким образом, до конца XIX века наука очень слабо представ­ляла себе, что такое "эзотерическая философия" и чем она отличается от своего мифолого-религиозного защитного покрова.

Эзотерическая традиция – явление интернациональное. Тем не менее, ядром её являются восточные философские и естественнонаучные концеп­ции, возникшие в пространстве Центрально-Азиатского региона и приле­гающих к нему областей. Особое место здесь занимают древние индийс­кие учения, среди которых есть как достаточно известные востоковедам системы (буддизм, йога, веданта и др.), так и малознакомые (напри­мер, Кала-чакра). Современные исследования показывают, что важней­шая роль в формировании и развитии эзотерической традиции, вероятно, принадлежит Шамбале – Общине духовных подвижников и мудрецов, являющейся сердцем Сокровенной Мудрости.

В рамках эзотерической философии разрабатывалось множество проб­лем: этика, антропология, гносеология, социальная философия и т.д. Однако основой всегда являлась мощная онтологическая платформа, исследование которой, на наш взгляд, представляет немалый для современной философии интерес. Более того, без адекватного осмысления онтологических положений эзотеризма изучение других аспектов этого явления культуры весьма затруднительно.

В данном случае, на базе теософии новой волны и Учения Живой Этики, которые по своей сути и авторству восходят к эзотерической традиции, будут рассмотрены такие понятия, как "Абсолют", "дух" и "материя".

Исходным пунктом онтологии и одним из основных понятий теософии и Учения Живой Этики является понятие Абсолюта. Философский смысл данного термина близок значению индуистского термина Пара-Брахма (Парабраман), каббалистическому Эйн-Соф или гегелевскому однов­ременному Абсолютному Бытию и Не-Бытию.

"Тайная Доктрина" утверждает – "...сущест­ву­ет Единая, Абсолютная Действительность (Абсолютное Бытие, Абсолют – С.А.), которая пред­шествует всему проявленному и условно сущему"1. Абсолютное Бытие включает два основных онтологических аспекта: Абсолютное, Абстрактное Пространство и Абсолютное, Абстрактное Движение.

В своей диалектической квинтэссенции Абсолютное бытие может восприниматься как "Всё" и "Ничто". Или, с другой стороны, олицетворять собой некий безличный всеобщий Принцип (Идею, Закон), который в эзотеризме символически обозначался понятием "Истинный Бог" и никогда не персонифицировался и не антропоморфизировался.

Используя фразеологию одного из крупнейших российских мыслителей В.С. Соловьёва, Абсолютное состояние в определённом смысле также мо­жет быть охарактеризовано как "положительное всеединство", заключаю­щее в себе все возможности становления и развития сущего и одновре­менно их осуществляющее. В этом трактовка данного вопроса российс­ким философом практически совпадает с трактовкой авторов живой Этики.

В Учении не даётся исчерпывающего объяснения Абсолютного состо­яния, в чём проявляется определённая позиция авторов – такое состо­яние не может быть описано рациональными логическими конструкциями, ибо оно не являлось бы тогда Абсолютным. Вместо этого приводятся важнейшие сущностные качества Абсолюта – беспредельность, вечность, самотождественность или неизменность, всевместимость и другие.

Космос – уже совершенно иное, отличное от Абсолютного Бытия, состояние. С одной стороны, конечное и ограниченное. С другой – беспре­дельное и вечное. Конечное и ограниченное потому, что конкретная Макрокосмическая Система (т.е. цикл проявления Космоса) имеет временные и пространственные границы своего бытия, вместе с тем, пульсация циклов проявления Космоса ничем не ограничена. Что озна­чает перманентное последовательное проявле­ние – растворение в лоне Абсолюта. Поэтому "Абсолют – это не вечный Космос, – справедливо отмечает в своём анализе космологической триады Живой Этики астро­физик Л.М. Гиндилис, – а его источник или причина..."2

Следовательно, объективное бытие, возникающее посредством космического пространства и различных материальных форм, есть порождение Абсолютного Бытия как единого и всеобщего Элемента. "В проявленном виде, – писала Е.И. Рерих, – он (Элемент – С.А.) есть Духо-Материя"3. В высшем же представлении "Дух и Материя едины, два принципа слиты и составляют Единый Элемент"4.

Несмотря на то, что онтология Живой Этики в разной степени бази­руется на понятиях "дух" и "материя", авторы характеризовали свою систему как материалистическую. "Мы – материалисты в самом широком и неограниченном понимании этого слова", – провозглашает один из  философов (Махатм) Живой Этики5.  Действительно, анализ показывает, что материализм учения качественно отличается от всех основных его исторических видов – античного, механистического и диалектического. Также параллельное использование категорий "материя" и "дух", безусловно, не переводит философскую систему Живой Этики в разряд классических дуалистических систем вроде учения Декарта.

Существенная позитивная специфика материализма Живой Этики заключается в том, что в нём духовные состояния не про­тивопоставляются материальным – и первые и вторые есть противополож­ные полюса единого начала или космической субстанции. Вот некоторые из утверждений Адептов эзотерической философии относительно рассмат­риваемой проблемы. "От одного полюса до другого идёт соединительная линия, представляющая собой различные градации материи от самых плотных до утонченнейших, невидимых глазу земному и неизвестных ещё науке"6. "Противоположение духа и материи нелепо, ибо матери­ален и дух человека. Только категория этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной"7.   "Вы начинаете пугаться слова "дух", хотя знаете, что это известное состояние материи"8.

"Материя есть кристаллизованный дух" – наиболее краткая формула разрешения проблемы дуализма материи и духа в Живой Этике. Иными словами, предлагается понимание материи как единой непрерывной цепи иерархических состояний материального субстрата. Его огрублён­ные низкоорганизованные и дифференцированные формы именуются "материей". Утончённые, высокоорганизованные интегральные состояния обозначаются термином "дух".

В онтологии Живой Этики просматривается определённая установка на преодоление многочисленных разновидностей дуализма как недиалек­тичного разрыва и противопоставления друг другу полярных качеств реальности. В результате – отказ от непреодолимых границ между физикой и метафизикой, между материальным и идеальным, объективным и субъективным; между макрокосмом и микрокосмом, природным и общес­твенным, и другими, казалось бы, противоположными и несовместимыми понятиями.

Сегодня трудно отрицать, что утвердившиеся во многих философских системах жесткий дуализм и односторонние методики анализа не редко обедняют мышление. Они препятствуют охватыванию реальности целиком, с обеих, полярных, сторон, без противопоставления и антиномизации их друг другу. Бытие есть парадоксальное единство противоположных акту­альных качеств и потенций. Всесторонне взаимодействуя, они являют собой противоречивый, а значит, способный к движению синтез. Для пости­жения такого синтеза разум не должен вивесекционировать его, но по­пытаться осознать всеобъемлюще, с разных сторон, то есть синтетически.

Объективная и субъективная реальность во всех своих разновидностях и модификациях в эзотерической философии воспринимается как единая, целостная, взаимоувязанная и вместе с тем многоуровневая система. Это то, что именуется Космосом. Предполагается, что он содержит в себе множество сфер или планов, которые отличаются друг от друга пространственно-временными характеристиками и свойствами материальных форм.

Строго говоря, свойства последних определяются качествами и струк­турой пространства данной сферы. Из этого следует, что трехмерное пространство наблюдаемого космоса – то, что принято называть природ­ным или физическим миром – не является единственно существующим в структуре универсума. Вместе с ним сосуществуют состояния-миры, отли­чающиеся от известного экспериментальной науке трехмерного мира. Та­кие состояния (в Живой Этике – Тонкий Мир и Огненный Мир) являют­ся естественными и материальными, хотя структурная организация материи и её плотность качественно отличаются от материальных форм трехмерно­го мира.

Подобные представления о структуре универсума, где космическое бытие не отождествляется с чувственно воспринимаемым миром, в истории философии далеко не редкость. Но если ранее в таких идеях усматрива­лась угроза материалистическому пониманию бытия, то сегодня, учитывая достижения научной революции XX столетия, начинается глубокое пере­осмысление традиционных взглядов на проблемы онтологии и структурной организации материи. Например, в теоретических работах российских физиков А.Е. Акимова и Г.И. Шипова (теория физического вакуума).

В Учении отмечается, что космическая материя имеет множество видов, форм и состояний. Перефразируя известное положение Гегеля о том, что всё действительное разумно, а всё разумное действительно, с точки зрения эзотерической философии можно сказать, что всё сущес­твующее материально, а всё материальное существует. Этим утверждением преодолевается узкая трактовка принципа материальности, харак­терная для ряда философских течений, которыми отвергается какое-либо онтологическое значение так называемых идеальных состояний и отрицается возможность автономности сознания от его биологических носителей.

Примечания.

1.     Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. – М: Прогресс-Культура, 1992. – T. l. Kн. l. – C.48.

2.     Гиндилис Л.М. Космогоническая триада Живой Этики. / Пути восхожде­ния. Материалы международных общественно-научных конференций (1993 1994 гг.) М: МЦР, 1995. С. 147.

3.     Письма Елены Рерих. 19291938. В 2-х т. – Минск: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. –Т. 1. – С. 345.

4.     Там же. С.384.

5.     Грани Агни-Йоги. 1962. – Новосибирск: ППК, "Полиграфист", "Алгим", 1994. – С. 224.

6.     Там же. С. 260.

7.     Там же. С. 225.

8.     Агни-Йога. В 3-х т. – Самара: Тольяттинское гор. общ. Рерихов, 1992. Т. 1. С. 271.

Аблеев Сергей Рифатович, доктор философских наук, проректор Юридического колледжа Российской секции Международной полицейской ассоциации, директор-координатор Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий  ("Мистериум Магнум")

На главную страницу

Ассоциация Исследователей Психической Энергии