Джура С.Г. Донецкий национальный технический университет, Украина

Философия техники: ноосферное приближение

 

Думали, что материальный кризис мира можно разрешить материальными вычислениями. Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелен лишь духовным обновлением. Холодный язык мозга обманул счетчиков, и опять настоятельно требуется обратиться к этому вечному языку сердца, которым создавались эпохи расцвета.

 

Н.К.Рерих "Священный дозор".

 

В контексте этих слов, сказанных великим мыслителем Н.К.Рерхом, мы видим совсем не случайным тему данной конференции, которая проводится в  стенах Института Востоковедения совместно со столь авторитетными соучредителями. Где, как не здесь, можно определить основные направления  развития современной науки, опираясь на древнюю мудрость? Где, как не здесь можно сверить часы исследований?

 В этой статье речь пойдет об осмыслении техники в контексте понимания ее как раздела философии техники и приближения к пониманию последней с точки зрения ноосферы. О возможности такой постановки проблемы (второй ее части) автор размышлял в своей статье “Ноосфера через Internet”, где даны соответствующие пояснения /1/.

Правомерно ли в целом так ставить проблему? В целом хорошо ответили на поставленный вопрос украинские исследователи из Днепропетровска /2/: "Техника укоренена в культуре. Она является одной из форм активности человека. Как нельзя понять природу человека вне этой формы активности, так и невозможно понять саму технику вне культурного контекста. Поэтому мы говорим как о культурной ценности техники, так и о технической стороне культуры". Именно с этой точки зрения и будем рассматривать приближение к философии техники. Откуда же пошел этот термин? Рождение философии техники обычно связывают с появлением книги И. Бералюна “Руководство по технологии или познание ремесел, фабрик и мануфактур” (1777). Однако значительно позже Э. Каппа написал труд “Основные черты философии техники” (1877), переизданный в ФРГ спустя столетие, и чаще всего отсчет ведется именно с этого времени /3/.

Рассматривая проблему взаимоотношения человека и машины, основоположник кибернетики Норберт Винер  писал, что техника не может угрожать обществу, а вот отдельные случаи угрозы человеку со стороны машины вполне возможны. Это вероятно лишь в тех случаях, когда почему-то стратегия поведения машины не будет четко обусловлена программой, то есть это может произойти по вине самого человека. Винер иллюстрирует реальность такой ситуации ссылкой на произведение Гете “Ученик чародея”, где, правда, все хорошо кончается, и на рассказ Джакобса “Обезьянья лапа”, в котором описывается поистине трагический финал. Общим для историй, описываемых Гете и Джакобсом, является по Винеру, одно: магические действия выполнены буквально, то есть дано то, что просили, а не то что подразумевали, но не смогли точно сформулировать. Не исключено, подчеркивает Винер в работе “Творец и робот”, что логические свойства обучающихся машин будут проявляться столь же буквально, при неумелом обращении с ними, равно как и с другой техникой. Человек может неожиданно обнаружить, что в дверь постучался призрак. В случае с “роботной” техникой подобные ситуации будут преодолеваться умением так передавать человеческую информацию, чтобы смысл и приказ совпадали /4/.

В зарубежной прессе достаточно сильны критические голоса, трезво оценивающие возможности техники информационных процессов. Напомним работу Винера “Творец и робот” (Винер Н. Творец и робот. М., 1966), а также  сборник статей европейских и американских авторов по философии техники – “Новая технократическая волна на Западе” (Новая технократическая волна на Западе. М., “Прогресс”, 1986), в котором помещены как статьи сторонников “телематического общества” (Мартин Дж.), так и его критиков (Эллюль Ж.). Сторонники телематической революции (М. Понятковский, Э. Тоффлер) полагают, что она заменит и капитализм и социализм “обществом информации”. Не разделяя столь радужный оптимизм относительно стихийных социальных последствий научно-технического процесса, все же надо признать, что информационное общество – это реальность, а не утопия, и необходимо стремиться к его реализации. Поэтому отвергаться должен не сам технический прогресс, а крайности, то есть как излишний оптимизм, так и мрачный пессимизм в его оценках /5/. Весь вопрос состоит в том, куда будет идти (при том куда оно идет сегодня) это информационное сообщество?

Ответы на эти и другие вопросы современности западная философия дает лишь частично и не в полном объеме. Поэтому традиционно мудрость ищется на Востоке. Что говорит мудрость Востока по вопросу техники? “Наука должна укрепить пути к высшему познанию. Наступило время, когда древние символы должны претвориться в научные формулы” /6/ .

Попробуем провести анализ древних текстов методами математики - царицы наук. Это прекрасно сделано, например, в книге В.В.Пака "Инженер, математика и другие…" изданной в Донецке /7/. Главная идея автора состоит в том, что в математические формулы законов природы можно подставлять величины, не противоречащие им и при этом получать новый смысл или математическое доказательство известных Истин.  Эти Истины в Гранях Агни Йоги прямо названы формулами.

Известно, что много глубин у древних текстов и смысл их открывается по сознанию постигающего. Попробую развить высказанную выше идею, приведя следующий пример анализа одной строки Евангелия. Наверняка все помнят фразу: "Вначале было Слово". Что понимается под словом современный исследователь? Прежде всего была информация, которая вылилась в вибрацию (слово), а каждая вибрация несет энергию, а всякая энергия, согласно формуле А.Эйнштейна, равна E=mc2 . Изобразим сказанное на схеме:

Слово -> Вибрация -> Энергия -> E=mc2 -> Информация

Таким образом, слева мы видим нематериальный объект (Слово или Информацию) а справа его материальное выражение – массу умноженную на ускорение.

Конечно, это не строгое математическое доказательство. Строгое должно использовать методы дедукции (от общего к частному), а не индукцию (от частного к общему), как в этом случае. Но как показали исследования, основываясь только на методах дедукции и совершенно не используя индуктивные выкладки, невозможно доказать даже базовые теоремы средневекового трактата по математике (доказываются только 39 теорем из 42), и ничего нельзя поделать с остальными. Таким образом, индуктивное доказательство должно быть использовано, наряду с другими методами, для  поиска Истины.

Идея создания машин, которые могли бы решать любую задачу давно интересовала исследователей всего мира. Напомню некоторые наиболее интересные результаты. Речь идет о двух программах GPS (General Problem Solver - универсальный решатель задач) и LT (Logic Theorist - логик-теоретик для автоматического доказательства теорем), в которые в свое время были вложены огромные ресурсы и в результате оказалось, что таких машин и программ создать пока не удается. И, главным образом, по мнению автора потому, что на сегодня компьютер моделирует только одно полушарие мозга человека. Вторая, отвечающая за творческие способности, пока для ученых представляет черный ящик (поскольку практически не ясен механизм его функционирования).

Современное постиндустриальное развитие общества характеризуется информационной революцией во всех сферах деятельности человека. Ряд российских ученых отмечают, что, начиная с 80-х годов прошлого столетия человечество отступило от биологического пути развития и перешло к ноосферному /8/. Началось выравнивание кривой роста человечества в целом, что, по-видимому, должно было привести к появлению новых глобальных механизмов его самоорганизации. Можно предположить, что одним из механизмов такого рода явилась появление глобальной сети Internet, кстати, возникшей в “критические” 80-е годы ХХ столетия. В наши дни сбываются еще недавние  предсказания о том, что число компьютеров в Internet будет расти быст­рее, чем человеческая популяция /9/. На первый план выходит проблема качества информации в Сети (как еще называют Internet). В контексте данной темы автором были предложены критерии этого качества, а именно: информация должна соответствовать информационному вектору Эволюции /10/. Конечно, при этом необходимо определиться с самим понятием “вектор Эволюции”, и без философской оценки не обойтись.

“Не было еще никогда на планете такого мощного и стремительного движения и коренных изменений всех форм взаимоотношений жизненных условий. Поистине, идет революция жизни планеты, несущая с собой обновление и перерождение. Стремительность эволюции выражается в том, что столетие протекает за пять лет, то есть сознание вбирает в себя столько впечатлений и перемен за пять лет, сколько в обычное время получало оно за сто. Необычное время. Великое время. Великая Эпоха перемен величайших. Течения два: одно эволюционное, другое - анти. Все, что не входит в Космический Эволюционный Поток Жизни, будет выброшено на берег как Космический сор. Потому отстать ныне от жизни - значит погибнуть. В обычных условиях процесс этот медленен необычайно. На вымирающих племенах, остатках когда-то великих народов, можно видеть, как постепенно идет их угасание. Но сейчас процесс этот стремителен. Все, что восстает или восстанет против требований Эволюции и ее Законов, погибнет и с мировой сцены уйдет. Перемены космичны, то есть воля человеческая против них не устоит, не может устоять перед гигантской волной Эволюции. Напрасны чаяния тех, кто противоборствует велению Космической Воли, стремясь удержаться на бывшем. Выбор один: или принять Эволюцию или погибнуть. Другого решения нет” /11/.

Синергетическая модель виртуальных сообществ приведена автором в /12/. Очень интересен подход исследователей при моделировании на компьютере аспектов развития человечества прошлого и анализ возможных ситуаций будущего с учетом космической эволюции человечества /13/.

Также важно помнить, что процесс самоорганизации и самоогра­ничения любой сложной информационной системы дол­жен сопровождаться информационным взрывом, придающим струк­туре целостность - синергию. Между тем Internet - это именно информационная структура, что еще раз подтверждает важнейшую ее роль в самоорганизации и самоограничении человеческого об­щества. Плюс к этому он обладает такими важнейшими признаками синергетической системы как открытость и самоорганизация. Открытость есть качество самих компьютеров, составляющих всемирную Сеть (принцип открытой архитектуры плюс возможность пополнения данных и правил функционирования этих данных - базы знаний и т.д.). Что касается самоорганизации, то это сама сущность Сети. И сколько попыток было ею управлять, но все они окончились ничем. Она может быть управляема только изнутри теми идеями и теми людьми, кто поддерживает эти идеи и производить соответствующие действия при этом (проводит “более длинную линию” - говоря языком восточной мудрости - помните притчу Акбара Великого). И здесь на первый план выходит образовательный аспект Сети.

Гуманитарный вектор образования инженера может быть проведен благодаря таким тенденциям, как интегративные процессы, происходящие в технических и естественных науках, интенсивное развитие наук о человеке, способное блокировать отрицательные черты надличностной объективности научных знаний ради достижения гармонии человеческого и техногенного компонентов цивилизации. Гуманитарные ценности в образовании специалистов в области технической деятельности могут быть внесены из внетехнической сферы – из науки, философии, этических и эстетических концепций и др. Естественное соединение технического знания и гуманитарных ориентаций может быть достигнуто нацеливанием процесса образования на обладание фундаментальностью и широтой профессионального мышления, духовной культурой как органической целостностью, на формирование в специалисте интеллекта в подлинном смысле этого слова, человека с повышенным чувством этической и социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. А специалистом с большой буквы он будет только тогда, когда на первом месте у него будет стоять Духовность, и только через призму ее он будет вести свою разностороннюю деятельность.

Таким образом, гуманитарная коррекция технической реальности через сферу Internet может быть осуществлена благодаря изменению стратегии самой Сети. Здесь хотелось бы сказать о том, что мысли людей в Сети обретают свое второе рождение. Именно через Сеть можно и нужно сеять то самое "Разумное, Вечное" ибо именно здесь мы видим, что "рукописи не горят" и не ведомо где "слово наше отзовется". Помещая статьи и создавая такие очаги (техническим языком - сайты) в Сеть Internet тем самым выполняем завет Н.К.Рериха "зажигайте Сердца". Значение этого факта трудно переоценить, ведь именно молодое и образованное поколение больше всего интересуется этим компьютерным пространством .

Впервые доклад на такую тему перед большой аудиторией прозвучал в прошлом году на Ярославской конференции /7/. И очень приятно, что идея была поддержана, и сейчас имеем целый ряд новых сайтов. Среди них хочу выделить, прежде всего, и прекрасный сайт журнала "Дельфис" (http://www.delphis.ru), проект Чистый Intrnet (http://www.logoslovo.ru/), а также хотим предложить Вашему вниманию два наших проекта: Ассоциации Исследователей Психической Энергии (http://www.roerich.com/aipe/) и сайт Орифламма (http://www.roerich.com/).

Как воздействуют мысли на будущее людей? Известно, что многие идеи писателей-фантастов рано или поздно воплощаются в технические проекты. Так в свое время появились и самолет, и подводная лодка,  и полет на Луну и еще многое другое. Вспомним Ж.Верна, фантастов ХХ века И.Ефремова, С.Лема, Р.Бредбери и других. Эта тема может стать предметом отдельного увлекательного  исследования.

 Например, интересный момент из книги С.Лема "Сумма технологии" можно, на наш взгляд отнести к Сети  (хотя в то время, когда писались эти строки, не было еще персональных компьютеров и об Internet никто и не мечтал): "Мы находимся на поворотном пункте истории орудий труда, орудий, которые, возникнув в сфере труда физического, переступают его границы и вторгаются в сферу умственного труда человека. Речь идет об элементарных зачатках гигантского процесса, нацеленного в будущее, а вместе с тем и о неизбежном результате кумулятивного роста науки, создаваемой столетиями".

Именно таким аккумулятором знаний является (или должна стать) Сеть. Она, как Сфера Разума – Ноосфера,  обязательно должна быть освещена мудростью Востока, иначе не выполнить ей своего эволюционного назначения. И мы все можем сделать многое для этого. И уже кое-что сделано в этом направлении (хотя достаточным это вряд ли можно назвать). Именно аккумуляция Знания и должна происходить в Сети в самом широком и высоком понимании этого слова. Это и философские ресурсы, общекультурные и др. Приведем несколько примеров: официальный сайт Института Востоковеденгия РАН (http://orientalia.ac.ru/), сайт “Петербургское Востоковедение” (http://www.pvcentre.agava.ru/), проект Золотая Философия (http://philosophy.allru.net/), и многие другие, которые вносят неоценимый вклад в формирование сознания человека будущего.

Мысли, которые отправлены в пространство, так или иначе находят своих последователей и они реализуют их. К сожалению, есть и негативные примеры этого. Так идея компьютерного вируса возникла еще в 1972 году (D.Gerrold. When Harlie Was One) а была реализована в 1986 году в Пакистане в виде первого DOS-вируса Brain. Вообще интересно составить хронологию событий реализации тех или иных идей, опубликованных и затем осуществленных на самом деле. Ведь не секрет, что если мы о чем-то говорим, мы составляем мыслеобраз или словесную модель объекта. Далее этот мыслеобраз начинает жить своей жизнью, образно говоря,  привлекает к себе по созвучию последователей, вдохновляя их на реализацию той или иной идеи, заложенной в нем. Хорошо, когда такая идея созвучна эволюции. А если нет? Тогда мы получаем инволюционную деятельность, проводить которую гораздо легче (как и в целом катиться с горы легче, чем на нее восходить).

Через технику (как аккумулятор и передатчик информации) приходит новый образ мыслей, связанный с особенностями того или иного вида техники. И человек каждый раз переосмысливает мир, в том числе и через призму возможностей различного вида техники. При постоянной работе с машиной человек наделяет ее свойствами живого существа (скажем, летчик считает, что крылья управляемого им самолета - продолжение его конечностей, а водитель слушает мотор, как свой организм). То есть налицо включение в свое сознание машины, расширяющей возможности самого человека. Ведь, если машина так или иначе не расширяет возможности человека, то она не интересна ему (быстрее передвигаться, общаться на расстоянии и т.д.). В то же время техника изменяет в определенной степени само мышление человека (следуя известной народной мудрости: “с кем поведешься, от того и наберешься”). Известно и пагубное воздействие на человека такого взаимодействия: например, компьютерозависимость геймеров - игроков, хотя это скорее общая болезнь азартных людей.

Положительные аспекты компьютеризации и Сети Internet, конечно, бесчисленны, и их трудно переоценить. Техническая мысль имеет огромные потенциальные возможности в эволюционном развитии человечества. Именно в этом, по мнению автора, и заключается сущность понятия философии техники в ее ноосферном приближении.

Народная мудрость гласит, что человек в своей жизни должен:

1)      посадить дерево, 

2)      построить дом,

3)      вырастить сына.

Все три эти задачи можно объединить в одном виртуальном понятии - сайт в Internet. Это и дерево и дом и сын если хотите в виртуальном понимании. А, как известно, воздействие мысли аналогично (ведь еще в Библии сказано, что "не согреши ни делом, ни мыслью" - что фактически ставило в один ряд виртуальное и реальное). Если в эту виртуальную реальность Вы сможете вложить все, что хотели вложить в сына, построить, так как свой дом и чтобы он рос и приносил пользу для людей как хорошее плодовое дерево, то разве это не замечательно?!

Здесь мы подходим к следующему краеугольному понятию Сети - виртуальная реальность. В этом понятии слились воедно видимое и невидимое. Виртуальное - значит, вроде бы нереальное или еще не воплощенное в реальность. Этим понятием сейчас оперируют многие, и оно своими корнями уходит далеко в глубь веков. Но это отдельная тема исследования.

С этого мы начинали наш доклад о мысли выдающихся мыслителей человечества которые так или иначе должны дать свои всходы, если человечество сдаст экзамен на духовную зрелость.

Мы сейчас живем в удивительное время, когда мысли воплощаются как нельзя быстро. Вы можете заметить это на своем опыте или опыте близких. Сейчас на ноосферном витке развития планеты Земля со своим творчеством буквально сразу можно познакомить людей во всех странах мира, закладывая фундамент Будущего. Думаю, что одна из целей конференции и состоит в том, чтобы вместе мысленно сформировать это Будущее и положить камень в Светлый Град Грядущего Иерусалима.

И так оно и происходило испокон веков - это и есть творчество во всех его традиционных формах. Это творчество должно быть творчеством Светлым. Так обычно заканчивал свои выступления С.Н.Рерих, желая всем присутствующим (и не только): "Всего Светлого!" Поэтому  хочется закончить этот доклад словами его великого отца - Н.К.Рериха: "История человечества дала достаточно примеров мятежа психической энергии. Этот опыт достаточен для того, чтобы напомнить человечеству, насколько оно должно сознательно обращаться к творческой мысли, к светлому строительству, понимая его не как далекую отвлеченность, но как неотложную насущную потребность" /14/.

 

Литература

 

1.      Джура С.Г. Ноосфера через Internet / Сб. тр. Международной научной конференции "Творческое наследие В.И.Вернадского и современность". - Донецк: Донбасс, 2001. - с. 156-159.

2.      В.И. Шубин, Ф.Е. Пашков. Культура. Техника. Образование. Учебное пособие для технических университетов. Днепропетровск, 1999. -  240 с.

3.      Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989. – 512 с.

4.      Винер Н. Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1966. – с. 67-70.

5.      Новая технологическая волна на Западе: Сб. ст.: Переводы / Сост. П.С.Гуревич. – М.: Прогресс, 1986. – 450 с.

6.      Учение Живой Этики. Братство, § 425.

7.      Пак В.В. Инженер, математика и другие: Простые методы математического моделирования природных и техногенных процессов / Донецкий государственный технический университет. – Донецк, 1995. – 224 с.

8.      Зуев К.А. Компьютер и общество. М., 1990. - с.

9.      Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet (путь к Synergonet). - СПб.: Наука, 1999. - 71 с.

10.  Джура С.Г. Эволюционная сущность Internet. / Материалы научно-практической конференции "Живая Этика и наука будущего". - Ярославль, 2001. - с. 154 - 165.

11.  Грани Агни Йоги, т. IV, § 291.

12.  Ilya Navka, Sergey Dzhura. The synergetyc model of virtual communities / Proceedings of international conference in Bucharest Polytechniocal University "Tehnologii Colitate Masini Materiale - CITAF 2001" . - Bucharest, 2001. -  316-317 p.

13.  Аноприенко А.Я. Компьютерное моделирование феноменов астроморфного моделирования в контексте конгитивно-культурной эволюции / Научные труды Донецкого государственного технического университета. Вып. 29. Серия "Проблемы моделирования и автоматизации проектирования динамических систем". - Севастополь: Вебер, 2001. - 370 с. (с. 327-345).

14.  Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. - Рига, 1991. - с. 147.

 

 

На главную страницу

Ассоциация Исследователей Психической Энергии