КОНЦЕПЦИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
И ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Формирование современной научной концепции космической эволюции человека осуществляется во многом благодаря философской системе Учения Живой Этики. В сущности, Учение Живой Этики представляет собой не что иное, как достаточно разработанную и оформленную теорию космической эволюции человека. Эта проблема, по убеждению большинства специалистов, в Учении является центральной. И именно с ней тесно переплетаются другие аспекты Живой Этики – онтологические, космологические, этические, гносеологические, психологические, социальные и культурные.
Вне всяких сомнений, становление философских оснований концепции космической эволюции человека началось задолго до появления в ХХ столетии Учения Живой Этики. Однако необходимо обратить внимание на одно крайне важное обстоятельство. Идея о космической эволюции человека появляется в культурном пространстве благодаря так называемой эзотерической традиции познания. Так было на заре становления философии в VI в. до н. э. Так было в Средние века и эпоху Возрождения. Так было и в ХХ веке. Ведь, как известно, Учение Живой Этики есть порождение эзотерической философии.
Таким образом, вырисовывается следующая схема культурных трансляций самой идеи космической эволюции человека и её философских оснований. Эзотерическая культура порождает эту идею и периодически её транслирует в сферу экзотерической культуры – в мифологию, религии, «мирские» философские учения. Это происходит на протяжении многих сотен лет вплоть до ХХ столетия, когда начинается научное осмысление космической эволюции человека. Однако наука приступает к изучению данной проблемы не на пустом месте. На неё оказывают мощное влияние эзотерические доктрины (теософия, Учение Живой Этики, герметизм и др.), а также экзотерические философские учения, которые впитали и сохранили определённые представления о качественном развитии человека как разумного существа.
Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита сыграла определённую эвристическую роль в развитии физического учения о микрочастицах. Аналогичная ситуация складывается сейчас с Учением Живой Этики, в котором эзотерическая доктрина космической эволюции человека предвосхищает научную концепцию космической эволюции Homo Sapiens. Однозначно определить, что в данной доктрине истинно, а что ложно, наука, пока, не может. Есть положения, которые однозначно подтверждены. Например, применение эффекта Кирлиан позволило обосновать гипотезу о существовании у живых организмов энергетического поля, отражающего в своей структуре все соматические, сенсорные и ментальные процессы. Вместе с тем, есть положения, для анализа которых наука не имеет достаточного количества эмпирического материала. Например, гипотеза возможности автономного существования сознания как энерго-информационного поля от соматического организма.
Тем не менее, на конец ХХ столетия Учение Живой Этики являет собой наиболее целостную, философски разработанную концепцию космической эволюции человека. И мы обязаны с этим считаться, проводя дальнейшие исследования обозначенных проблем.
Как же выглядят основные положения теории космической эволюции человека Живой Этики?
Прежде всего, следует учитывать, что эта теория опирается на концепцию глобального космического эволюционизма. Согласно данной концепции, в космосе изначально существует процесс эволюции, в который включены все элементы космического универсуума, а также он сам, как целостная мегасистема. Эта мегасистема периодически порождается и поглощается Абсолютным Пространством, понимаемым в духе гегелевского синтеза Всего и Ничто. Время от порождения (генезиса) до поглощения составляет период космической эволюции, который исчисляется сотнями миллиардов лет.
Эзотерическая онтология отвергает дуализм духа и материи. Космическая субстанция (единый изначальный Первоэлемент) представляет собой синтез материального и духовного начал, которые по мере космогенезиса поляризуются. Дух, в понимании авторов Живой Этики, есть утончённые, высокоорганизованные, активные состояния космической субстанции. Материя – уплотнённые, низкоорганизованные, инертные состояния субстанции. Они взаимодействуют в процессе эволюции и порождают многообразие живых форм.
Жизнь и сознание в Живой Этике трактуются как неотъемлемые атрибуты космической субстанции. Понятие «жизнь» – синоним понятий «движение» и «изменение». Понятие «сознание» указывает на информационно-энергетическую природу космической субстанции, которая способна (пассивно и активно) отражать в себе свойства различных объектов и макрокосма в целом.
С этой точки зрения, все элементы космической субстанции (монады, дживы, «зёрна духа» – смысловые синонимы) обладают жизнью и сознанием и включены в поток космической эволюции. Эволюция в эзотерической философии воспринимается как процесс преобразования элементов субстанции, сопровождающийся «расширением сознания» – т.е. увеличением активности, организованности, утончённости, а также повышением интегративности и управляемости окружающей средой.
Живая Этика рассматривает непрерывную линию космической эволюции жизни, в которой могут быть выделены следующие ступени: элементарная, минеральная, растительная, животная, человеческая, сверхчеловеческая и т.д. Следовательно, вид Homo Sapiens, согласно этой концепции, не расценивается как вершина лестницы эволюции. Обосновывается возможность дальнейшего качественного развития сущности человека как в духовном, так и в физическом смыслах. Более того, постулируется, что дальнейшая космическая эволюция человека детерминирована эволюцией его духовного начала, что вызывает, в том числе, и чисто соматические преобразования. В частности, предполагается, что сверхчеловеческая ступень эволюции жизни не связана с деятельностью белково-нуклеиновых (или иных физиологических) организмов. На этой ступени носителями сознания выступают полевые («астральные») формы материи, существование которых не зависит от условий биологической и атмосферной сред.
По мнению Е.П. Блаватской и семьи Рерихов, на планете существуют духовные Индивидуальности, опередившие человечество по своему развитию, и находящиеся на сверхчеловеческой ступени эволюции. В настоящее время эта гипотеза остро дискутируется среди специалистов. Ряд исследователей полагают (Л.В. Шапошникова, С.Ю. Ключников, Л.М. Гиндилис, В.В. Фролов, А.Е Акимов, Г.И. Шипов, Е.Г. Яковлева, Н.Е. Самохина, Е.В. Зорина и др.), что определённые косвенные факты свидетельствуют в пользу истинности данной гипотезы. Если она в действительности будет обоснована, то это послужит веским аргументом в пользу всей теории космической эволюции человека.
Саму возможность непрерывной эволюции элементов субстанции вообще и духовной сущности человека в частности, адепты эзотерической философии объясняют наличием некого непреходящего, устойчивого аспекта энергетической основы элемента как на дочеловеческих ступенях эволюции, так и на человеческой стадии. Это и есть то бессмертное духовное ядро, которое переходит из одной физической формы в другую, накапливая опыт и «расширяя сознание». Как мы можем понимать это «ядро» с точки зрения физики? Эзотерическая философия нам намекает, что это есть своего рода энергетический поток или некое локальное информационно-энергетическое поле, проявляющееся через определённые организмы (и не только организмы) в феноменальном мире.
Почему это поле (дух) не исчезает? Потому, что оно есть часть глобального космического информационно-энергетического поля (Космического Сознания), которое является атрибутом космической субстанции, а следовательно, – никогда не возникало и не исчезнет, так как существует вечно. Ведь мы не можем, оставаясь на позициях научной философии, рассматривать происхождение субстанции. Мы можем говорить лишь о её видоизменениях. Например: до момента Большого Взрыва субстанция находилась в одном состоянии (сверхплотная вакуумная точка – так полагает современная космология), после взрыва – в другом состоянии (расширение пространственно-временного континуума, космогенез, образование физических полей и вещества – одним словом – космическая эволюция).
Остаётся добавить, что в Живой Этике понятия «космическая эволюция человека» и «духовная эволюция человека» означают практически одно и то же. Первая невозможна без второй. Вторая автоматически запускает первую. Одухотворение человека есть не только его этическое и интеллектуальное совершенствование, но и преображение тщедушной, плотской, смертной, земной твари в могущественное, духовное, бессмертное, космическое Существо. В религиозной философии это Существо обозначали понятиями «бог», «ангел», «богочеловек».
В глазах подавляющего большинства современных учёных подобные убеждения выглядят в лучшем случае гипотетическими. Однако, строго говоря, наука не может однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу. Почему? Для подтверждения эмпирического материала ещё слишком мало. А опровергнуть мешают косвенные эмпирические факты и прямые теоретико-философские положения. Эмпирическую сторону проблемы мы договорились не затрагивать. Поэтому остановимся на теоретической.
Если представление о возможности космической эволюции человека является истинным, оно необходимо должно иметь своё философское обоснование на уровне всеобщих фундаментальных закономерностей. Если это представление не противоречит, более того – опирается на эти закономерности, то с достаточной степенью уверенности мы имеем право предполагать возможность космической эволюции человека. Существуют ли под концепцией космической эволюции человека какие-либо философские основания? Мы отвечаем положительно и предлагаем их рассмотреть.
* * *
Гипотеза о непрерывном сущностном развитии человека – то, что здесь именуется его космической эволюцией, – не могла возникнуть, существовать и развиваться на пустом месте. В теоретическом смысле она опирается, как нам представляется, на три фундаментальных философских положения, которые появились на заре человеческой истории в мифологических и религиозных учениях, оформились и укрепились в философских системах древности и современности. Все эти положения в развитом виде присутствуют в Учении Живой Этики и являют собой теоретический каркас иных, менее общих доктрин. В том числе и доктрины о космической эволюции человека.
Эти положения, а точнее говоря теории, таковы: теория многомерности бытия, теория многомерности человека и теория развития бытия, которую марксисты привыкли именовать диалектикой. Коротко рассмотрим идейную суть каждой из них и попытаемся дать оценку с точки зрения современной науки и научной философии.
Смысл теории многомерности бытия заключается в обосновании единства и, вместе с тем, сложной онтологической структуры бытия. Многомерность есть следствие существования различных сфер (планов) космоса, качественно и количественно по своим характеристикам несводимым к физическому космосу. В эзотерической литературе называется различное число таких сфер (семь, десять, сорок девять и т.д.), что зависит от угла зрения и контекста изложения. Для их обозначения используются несколько терминологических баз. Например: Физический Мир, Астральный Мир, Ментальный Мир, Духовный Мир. Или: Плотный Мир, Тонкий Мир, Огненный Мир, Высший Мир.
Без детализации, при самом общем взгляде, космическое бытие можно разделить на два плана:
· физический план (соотносится с чувственно воспринимаемым природным миром, т.е. миром феноменов);
· трансфизический план (находится за пределами восприятия физических органов чувств, т.е. является миром ноуменов).
С точки зрения физики, физический план – это четырёхмерный (3 пространственных + 1 временная координаты) пространственно-временной континуум. Трансфизический план – совокупность онтологических реальностей иных измерений. Их метрика теоретически должна быть выше четырёх и может стремиться к бесконечности. Эзотерическая доктрина полагает, что жизнь и эволюция существуют на всех планах бытия. Эволюционный импульс движется спирально от планов высшей онтологической реальности (миры духа) к планам низшей онтологической реальности (миры материи) и обратно.
Как мы можем оценить идею многомерности бытия, опираясь на современную науку? Пока однозначная оценка невозможна. С одной стороны, классическая научная картина мира (КНКМ) признавала и признаёт лишь один уровень реальности – физический мир (четырёхмерный пространственно-временной континуум). С другой стороны, физика микромира теперь совершенно немыслима без идеи многомерности микрочастиц, в которых теоретики рассматривают проявленные и компактифицированные (свёрнутые вовнутрь) размерности. Кроме того, появляются теории (теория физического вакуума – Г.И. Шипов, А.Е. Акимов) математический аппарат которых допускает многомерность не только в микро, но и макромире.
Если оценивать общую тенденцию, то можно сказать, что физики год от года всё более лояльно начинают воспринимать идею многомерности бытия. А это, разумеется, усиливает позиции эзотерической онтологии и подрывает фундамент КНКМ.
Теория многомерности человека предполагает существование нескольких аспектов его сущности или системы тел – физического и энергетических. Постулируется, что многомерная сущность человека отражает в себе многомерную природу бытия. Ёмкой иллюстрацией здесь является древняя эзотерическая аксиома: человек есть микрокосм, содержащий в себе Макрокосм.
Эзотерические учения содержали в себе, как правило, достаточно хорошо разработанную многомерную антропологию. За различными терминами и количественной оценкой энергетических (тонких) тел человека легко просматривается общая идея – человек имеет земной смертный аспект своей сущности и космический бессмертный. Первый есть олицетворение тленной материи. Второй – олицетворение нетленного духа. (См. Приложение).
Эволюция духа есть постоянная смена энергетических и физических оболочек (форм), через которые он проявляется в тонких и плотных мирах. На человеческой ступени развития это выглядит следующим образом. Бессмертное духовное ядро – Космическая Индивидуальность (Атма – Буддхи – Манас) проявляется в очередном физическом теле. Постепенно формируется земной аспект сущности человека, т.е. сознание земной личности, связанное с физическим телом. Когда земная жизнь человека заканчивается, белково-нуклеиновое (физическое) тело и сопряжённая с ним эфирная (астральная) оболочка подвергаются разложению. Однако духовный (космический) аспект сущности человека продолжает своё бытие в трансфизических мирах. Его физическую основу составляют полевые формы материи, которые и являются носителями как личного сознания человека, так и безличного сознания его космической Индивидуальности. Постепенно первый аспект сознания поглощается вторым. То есть одна энергия «впитывает» в себя другую энергию. Позитивный опыт земной личности наполняет «резервуар» духовной Индивидуальности. Когда энергия личного сознания полностью угасает, духовное ядро опять воплощается в новой физической форме. Микроцикл эволюции повторяется вновь. Очевидно, что здесь речь идёт о теории перевоплощения духовной сущности человека, которую не нужно путать с теорией перевоплощения души.
Последняя теория предполагает сохранение личного аспекта сознания так сказать в явном, актуализированном виде. Эзотерическая доктрина это отвергает. Сохраняется, говорят Махатмы, безличный энергетический поток (его условно обозначают «духовным ядром»), который связывает две различные человеческие жизни. Личное сознание растворяется в этом потоке, как капля в ручье.
Если нечто подобное описанному имеет место быть в реальности, то весьма многое в концепции космической эволюции человека может быть объяснено и обосновано рациональными категориями.
Что же говорит наука? Теория перевоплощения – предмет научных дискуссий. Хотя число её сторонников во второй половине ХХ столетия значительно увеличилось, необходимость повышения качества и количества эмпирического материала сохраняется. Более определённая ситуация вырисовывается с проблемой автономности сознания от белково-нуклеинового организма. К настоящему моменту исследователями (В.П. Казначеев, Е.А. Спирина, Р. Моуди, М. Сэбом, Ст. Гроф, В.Г. Коротков и др.) собран достаточный материал, чтобы признать данную гипотезу в целом довольно справедливой.
И, наконец, теория развития бытия. Мы полагаем, что она не требует особых пояснений и обоснований, так как в современной философии идея развития существует как незыблемая аксиома. Для нас, в данном случае, имеет значение одно весьма важное следствие этой теории. Если принцип развития справедлив для бытия как целого и его отдельных систем и элементов, то мы должны (обязаны!) распространить его и на человека. Тогда мы вынуждены признать, что, с философской точки зрения, человек не может избежать определённых – позитивных либо негативных – изменений.
В принципе, это серьёзными учёными никогда не ставилось под сомнение. Однако, за редчайшим исключением (например, Л.В. Лесков, а до него космисты – Циолковский, Вернадский, Манеев и др.), никто не рассматривал возможность качественных трансформаций вида Homo Sapiens. В нашем же случае речь идёт не просто о трансформациях, но об их позитивной направленности – т.е. о дальнейшей эволюции, сопряжённой с выявлением новых качеств и свойств человека, а также с видоизменением его как биологического, так и энергетических носителей сознания и, разумеется, самого сознания как особого свойства духоматерии.
Итак, по-разному воспринимаемые классической наукой, три рассмотренные теории являют собой философский фундамент концепции космической эволюции человека в Учении Живой Этики и других эзотерических системах.
Приложение.
Представления об антропологической структуре
в различных философских учениях1.
Схема 1. Египетская сакральная антропология.
7 |
АТМУ |
Божественная (Духовная) Душа |
остается постоянной |
А |
6 |
ПУТАХ |
Разумная Душа |
воспроизводит разумом |
А |
5 |
СЕБ |
Наследственная Душа |
порождает |
А |
4 |
АКХУ |
Душа восприятия – ум |
познает |
А |
3 |
КХАБА |
Тень – покрывающая Душа |
окутывает |
Б |
2 |
БА |
Душа дыхания |
дышит |
Б |
1 |
КХА |
Тело – Душа крови |
образует |
Б |
теософия «новой волны» (XIX в.).
7 |
Атма |
Дух |
А |
6 |
Буддхи |
Духовная душа |
А |
5 |
манас |
Разум |
А |
4 |
Кама – рупа |
Животная душа |
А |
3 |
прана |
Жизненная энергия |
Б |
2 |
Линга – шарира |
Астральное тело |
Б |
1 |
Рупа |
Тело |
Б |
Схема 3. Экзотерическая Веданта.
6 |
Атма |
Дух |
А |
5 |
Анандамайкоша |
Оболочка блаженства |
А |
4 |
Виджнянамайкоша |
Оболочка сознания (разума) |
А |
3 |
маномайкоша |
Оболочка рассудка |
А |
2 |
пранамайкоша |
Оболочка жизненной энергии |
Б |
1 |
аннамайкоша |
Телесная оболочка |
Б |
Схема 4. Йогический индуизм (Тарака Раджа-йога).
4 |
Атма |
Дух |
А |
3 |
каранопадхи |
Носитель (основа) причинной души |
А |
2 |
Сукшмопадхи |
Носитель (основа) разума и рассудка |
А |
1 |
стхулопадхи |
Носитель (основа) низших начал |
Б |
Схема 5. Пифагор.
4 |
nous |
Дух (Разум высший) = Монада |
А |
3 |
phren |
Разум (низший – ?) |
А |
2 |
thumos |
Жизнь – дыхание |
Б |
1 |
…. |
Тело |
Б |
Схема 6. Платон.
4 |
ноус |
Дух |
А |
3 |
логистикон |
Разумная душа |
А |
2 |
алогон |
Животная (неразумная) душа |
А |
1 |
тело |
Тело |
Б |
Схема 7. Аристотель.
4 |
Разумная душа |
А |
3 |
Животная душа |
А |
2 |
Растительная (вегетативная) душа |
Б |
1 |
Тело |
Б |
Схема 8. Ортодоксальное христианство.
3 |
Дух |
А |
2 |
Душа |
А |
1 |
Тело |
Б |
Схема 9. Тибетский буддизм Махаяны.
7 |
hLun dhub |
Дух |
А |
6 |
lana. sem – Nye |
Духовная душа |
А |
5 |
ngi |
Физическое эго (животная душа) |
А |
4 |
nga – zhi |
Воле – форма |
А |
3 |
zer |
Жизненный луч |
Б |
2 |
chhu – lung |
Астральное тело |
Б |
1 |
a – ku |
Тело |
Б |
Схема 10. Европейская оккультная философия.
4 |
Духовное тело |
А |
3 |
Ментальное тело |
А |
2 |
Астральное тело |
Б |
1 |
Физическое тело |
Б |
Схема 11. Учение Живая Этика.
4 |
Высшее тело |
А |
3 |
Огненное тело |
А |
2 |
Тонкое тело |
А Б |
1 |
Плотное тело |
Б |
Схема 12. Эзотерическая Доктрина (Школа Адептов).
9 |
Атма |
Дух (космическая энергия) |
А |
8 |
аурическое яйцо |
Высшая энергетическая оболочка |
А |
7 |
Буддхи |
Духовная душа (носитель духовн. энергии) |
А |
6 |
манас |
Разум |
А |
5 |
кама – манас |
Низший ум (рассудок) |
А |
4 |
Кама – рупа |
Носитель желаний (животная душа) |
А |
3 |
прана |
Жизненная энергия |
Б |
2 |
Линга – шарира |
Астральное (эфирное) тело |
Б |
1 |
стхула – шарира |
Тело |
Б |
Аблеев Сергей Рифатович,
доктор философских наук.
1 Символом А обозначен космический аспект природы человека.
Символом Б обозначен земной аспект природы человека.