ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ – КОСМИСТЫ
О КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Яковлева Е.Г.
Когда произносится слово эволюция, то первое имя, которое возникает в памяти - Чарльз Дарвин и его знаменитая триада “изменчивость - наследственность – отбор”. Эта триада открыла механизм эволюции живой природы, объяснив пути развития бесчисленных видов жизни на Земле. По сути, это открытие позволило людям понять закон развития системы мироздания в ключе парадигмы, сложившийся к концу ХХ века. Во многие тайны эволюции проникли мы к началу нового тысячелетия, но по прежнему открытым в науке остается вопрос о первопричинном источнике энергии и направленности эволюции Универсума, человека в частности. По всей видимости, непонимание происходит из-за того, что берется в рассмотрение эволюция только чисто материальная.
Философы древности признавали не только физическую, но и духовную эволюцию. Эволюция, по их мнению, начиналась от чистого духа, который, спускаясь все ниже и ниже, становился материей. Далее они рассуждали так же, как и Дарвин, но более широко. Предполагая в эволюции, существование импульса к достижению более высокой формы, делали вывод, что свойство эволюционировать – это свойство материи, но материи одухотворенной.
Философы-космисты - к которым традиционно причисляют: Федорова, Сухово-Кобылина, Циолковского, Вернадского, Чижевского, Рерихов; философов русского религиозного возрождения – Соловьева, Флоренского, Булгакова, Бердяева и других, продолжая линию древних философов, выдвинули идею активной эволюции, которая предполагает необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в сторону, которую ему диктует не только разум, но и нравственное чувство. Космисты говорили об управлении духом материи, о том, что с его помощью человек, сможет преобразить внешний мир через преображение собственной природы. (1)
Как же философы-космисты видели дальнейшую направленность эволюции человечества и ее механизмы.
В 1920 году Вернадский, работая над созданием новой науки – биогеохимии, обнаружил, что существует определенная направленность эволюционного процесса, которая проявляется в медленном, с остановками, но неуклонном усложнении, усовершенствовании нервной системы, в частности головного мозга. Вернадский считал, что последовательное совершенствование мозговой ткани, говорит о спонтанных импульсах эволюции, о ее внутренних закономерностях, об идеальной программе, стремящейся к реализации. (2)
Радищев в своем труде “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792 г.) писал, что человек отличается от всех прочих существ, творческим характером своей природы, способностью к совершенствованию. Он считал, что не может человек быть концом творения, т.к. обретенные им уникальные высшие свойства такие, как разум, духовность, сердечность, большей частью поглощаясь неизменной борьбой за материальные условия жизни, не достигают ни настоящего развития, ни полного истинного применения.
В то, что человек не есть “венец творения” и за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать “сверхсознание” и “сверхжизнь”, по сути верили все активно-эволюционные мыслители. Вернадский писал о том, что развитие живого не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, далеко не совершенной природе, что
Homo sapiens” не есть завершение создания. Он служит промежуточным звеном в длительной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее. Его поддерживал Циолковский: “Прогресс организмов шел непрерывно и поэтому не может остановиться на человеке”. (4)Мыслители русского религиозного возрождения продолжали направление мысли, выраженное в учении о божественных энергиях свят. Григория Паламы (
XIV в.), который учил, что не только Бог нисходит своими энергиями, своими действиями в мир для спасения человека, но и последний, неся в себе образ и подобие Божие, может в особом акте выхода из себя, вознесения над собственной тварной природой уже сейчас на земле, увидеть “нетварный свет” самого Бога. Эту же мысль выражает знаменитый афоризм выдающегося богослова и мыслителя IV века Василия Великого: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом”.Как же нам приблизиться к богу?
Н.Ф.Федоров известный своим учением общего дела, призывал к регуляции и управлению силами слепой природы. Признав внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему усложнению и, наконец, к появлению сознания, он пришел к мысли, что всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый бессмертный космический статус бытия. Однако, Николай Федорович предострегал потомков, о том, что технизация может быть только временной, боковой, а не главной ветвью развития. Нужно чтобы человек силу ума, обратил не на искусственные приставки к своим органам, а на сами органы, их улучшение, развитие и радикальное преображение. (Что бы мог летать, видеть далеко и глубоко). Федоров призывал к расширению интеллекта за счет разбуженных и развитых ресурсов интуиции. (1)
Каким же станет человек в результате преобразования своей собственной природы? Знаменитый драматург и космист – Сухово-Кобылин описывал это так: “Человек как бы сбросит свою нынешнюю тяжелую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо – “экстрем” – лучезарную духовную личность”. Дальнейшее одухотворение человека связано в мечте Сухово-Кобылина, в частности, с достижением способности “летания”, которая есть победа над пространством. (1)
Циолковский, признавая бесконечность и беспредельность эволюции вселенной в пространстве и времени, считал, что в космосе существовала, существует и сейчас, и даже на нашей планете, жизнь в формах из материи более разреженной, чем наша, причем существа эти более совершенны, чем мы, т.к. эволюционно возникли ранее нас. (4)
Рерихи, подчеркивая идею Циолковского о беспредельности вселенной, признавали спиральный характер эволюции. Развитие идет то в сторону уплотнения, то разрежения материи, давая на каждом новом витке возможность развития разума и расширения сознания для населяющих планеты существ. Ближайший этап развития человечества, по их мнению, связан с переходом к эволюции духа, что приведет и к преобразованию материи, к разуплотнению физических оболочек людей.
Работы Вернадского считаются первым в науке опытом обобщения эволюции нашей планеты как единого космического процесса. Он считал, что в последнем тысячелетии наблюдается интенсивный рост влияния цивилизованного человечества на биосферу. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу. Так же он отмечал, что эволюция биосферы дает ускорение темпа геологических процессов.
Каким же образом, по мнению Вернадского, живое вещество биосферы производит геологические преобразования? Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, как называл ее Вернадский, биогеохимической энергии. Именно она вызывает миграцию химических элементов, строящих биосферу. В пределах живого вещества в последнее тысячелетие вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, вызывает нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности далеко оставившие за собой обычную биогеохимическую энергию. Эту новую форму энергии, он называл энергией человеческой культуры, и считал, что она является той формой энергии, которая создает в настоящее время ноосферу. (2)
Рерихи энергию человеческой культуры, называли психической энергией или духовностью. Они считали, что человек не просто абстрактно ответственен за Землю и всех существ, живущих на ней, но он непосредственно принимает участие в их развитии, являясь посредством своей психической энергии, локомотивом всей планетной эволюции. Но, не осознавая роль своей психической энергии, он может стать и эволюционным тормозом. Ибо, если его энергия пребывает в состоянии хаоса, то в такое же состояние приходит и все окружающее. И не только техногенные катастрофы есть продукт деятельности человечества, но и в определенной мере природные катаклизмы. Ноосфера уже стала реальностью и человек в ней – ведущая сила, которая пока мало отдает себе отчет в созидательной и разрушительной силе своей мысли, своей психики. (5)
Исходя из этого, можно говорить, о том, что хотя в космических масштабах эволюция является действом безусловным и спланированным, то в рамках одной небольшой планеты Земля, она может при неразумном действии человечества или совсем закончиться, или сильно замедлиться. Уже сейчас человечество довольно хорошо осознает возможность ядерной и экологической катастрофы, а вот мощь человеческой мысли, мощь его психической энергии, пока еще мало осознана. А осознание есть уже почти освоение. Об этом писали Рерихи и они считали, что Эволюция нарастает изменением сознания
.На что же, по мнению ученых – космистов, мы должны направить сознание, чтобы войти в русло эволюции?
Основными направлениями эволюции являются мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, Община. Вернадский считал решающим фактором для создания ноосферы – единство человечества. Многие привыкли относиться к идее единства, равноправия и братства всех людей как к благородной нравственной идее, однако Вернадский считал эту идею природным фактом.
Рерихи говорили о том, что именно массы будут двигателями эволюции, и Вернадский так же считал еще одним важным фактором создания ноосферы омассовление общественной исторической жизни, когда народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных дел. С этой идеей соглашался и Федоров в своем учении общего дела. С другой стороны эволюция совершается малым меньшинством. Лишь меньшинство готово принять переустройство жизни, но переустройство все же совершается, когда ясное сознание меньшинства дает достаточную энергию.
Народное понимание не может обнять все нужды эволюции без культуры. И поэтому одним из звеньев продвижения эволюции становится культура. Культура духа!
Лучшая эволюция построена на труде, на сознательном и радостном труде – труде на общее благо. К такому труду активно призывали и Федоров, и Рерихи. И, конечно, очень важными эволюционными двигателями являются наука, искусство, равноправие женщин, образование и воспитание молодого поколения.
Известно, что нравственность есть неотъемлемая составляющая духовности, поэтому отрицательные человеческие качества являются эволюционным тормозом. Можно привести следующие высказывания из Учения Живой Этики, принесенного в мир Рерихами. “Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества, тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещенный человек знает, что ненависть преградит ему продвижение. Не может ненавистник оставаться в эволюции”. “Молодое поколение слишком часто поддается в сторону грубости. Очень плачевно такое положение, когда требуется напряжение всех лучших сил. Нужно твердить, что каждая грубость неприемлема для эволюции, грубость есть невежество”
.(5)Сейчас время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начинает преобладать над интеллектом, поэтому “надо понять эволюцию не как рост кулака, но как конденсацию духа”
.(5)Если говорить о духовности как о качестве психической энергии, а наши мысли и чувства являются ее проявлениями, то понятно, что только усовершенствованием наших чувств и мыслей мы можем продвинуться в эволюции, а ведь усовершенствование лежит в ее основании. Но навязать усовершенствование, сделать что-то командно-административными методами никак нельзя. Рост духа не терпит насилия, этим и объясняется медленная эволюция человечества.
Есть факторы, понимание которых может сильно ускорить эволюцию. Это признание наличия во вселенной
Иерархии Сознаний и подключение к этой Иерархии, и научные доказательства необходимости быть нравственными, духовными людьми. К.Э.Циолковский в своих работах, в которых он подчеркивал, что он чистейший материалист и ничего не признает кроме материи, что он опирается на точную науку, пришел еще в начале века ко многим положениям эволюционно важным, но не принятым и по сей день. Это и беспредельность Вселенной во времени и пространстве, и наличие причины Космоса по сути творца ее, и цикличность развития Вселенной, и множественность обитаемых миров, и разнообразие населяющих планеты мыслящих существ, и их в своем множестве более высокую организацию, чем наша, их более высокий уровень сознания. Причем эти высшие существа живут не только на далеких планетах, а находятся и на Земле и помогают нашему развитию. Сам он два раза в жизни был свидетелем проникновения высших, разумных сил в мозг и вмешательства их в человеческие дела.(4)О том, что существа более высокой организации присутствуют на Земле и помогают нашей эволюции писали и Рерихи, они же говорили о том, что в космосе признается только одна иерархия – Иерархия Сознаний в которую включены все планеты и все мыслящие существа. Включение человечества в эту иерархическую цепь значительно продвинуло бы планету по пути эволюции, но насильственно сделать это невозможно. Во Вселенной существуют законы, которым подчиняются все существа, в частности закон свободной воли дает возможность нам или подключиться к этой цепочке и этим ускорить свое развитие, или обособиться в своей самости, замедлив развитие своего сознания.
Откуда же берется энергия, производящая эволюционные изменения на планете и как идет ее преобразование?
Вернадский ещё в двадцатых годах писал, что вещество биосферы пронизано энергией, источник которой располагается за пределами биосферы в космическом пространстве. По существу, биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действительную земную энергию - электрическую, химическую, механическую, тепловую и т. д. (3)
Эту мысль продолжает последователь Вернадского известный российский ученый В.П.Казначеев: “С точки зрения современных представлений о физике биосферы живое вещество рассматривается как самоорганизующийся механизм (система) по преобразованию космической энергии. Энергия космоса преобразуется благодаря специфическим структурам, образующим фундаментальные основы жизнедеятельности живого вещества”. (6)
Рерихи, поддерживая эту мысль, писали о том, что человечество забыло о своей эволюционной роли накопителя и преобразователя высокой психической энергии, имеющей космические истоки. Они считали, что значение человечества в том, чтобы преобразовать в сознании эту энергию и путем иерархии высших сознаний устремлять ее в высшие сферы, с одной стороны, а с другой – с помощью этой энергии преобразовывать Землю и помогать эволюции всей биосферы, ее животного, растительного и минерального царств. (5)
Какие же структуры в организме человека принимают и преобразуют космические энергии?
Обратимся к трудам А.Л.Чижевского в которых он показал, что между периодической деятельностью солнца и общественной деятельностью человечества существует прямая взаимосвязь. Он доказал, что теми структурами, которые реагируют на солнечную активность, являются нервные центры человека, которые напрямую связаны с энергией солнца. Даже быстрые эпизодические увеличения активности солнца могут вызвать резкие изменения в состоянии психики человечества и резко изменить его поведение. (7)
Рерихи также пишут о том, что именно нервные центры человека являются приемниками и преобразователями космических энергий, поэтому неумение правильно принять приток энергий новой эры будет сказываться, в частности, на здоровье людей. Это может выражаться как в усилении известных медицине болезней, так и в изменении их симптомов, имеется опасность психических эпидемий и появления новых болезней, которые имеют в основании воспаление желез. Причины всех этих расстройств необходимо искать в нервных центрах, которые получают импульс от различных пространственных лучей, действия новых пространственных токов. (5) И не только Солнца , но и планет, и звезд.. Чижевский также писал об этом, но в те научные годы не мог это еще научно доказать.
Чижевский в своих трудах доказывает, что стихийные изменения процессов на солнце так или иначе влекут известное изменение материальных процессов в органах высшей нервной деятельности, и эти последние нарушают линию поведения всего человечества, ту линию, которую мы называем историческим процессом. Поэтому он задает вопрос: не в кабале ли мы у солнца, не в рабстве-ли у его электрических сил? Если хотите - да, отвечает Чижевский, но кабала наша относительна, и мы сами можем управлять цепями, одетыми на наши запястья и работами, предназначенными нам к исполнению. Солнце не принуждает нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что-нибудь. Но человечество, как справедливо отмечает Чижевский, чаще всего идет по линии наименьшего сопротивления и погружает себя в океаны собственной крови, порождая все новые и новые войны и социальные конфликты.
Однако история, как далее отмечает Чижевский, знает отличные примеры массовой активизации в период максимума солнечной активности, не имеющей ничего общего с кровавыми событиями, а именно: религиозные движения, паломничества, расцвет парламентаризма, реформы, строительство и т.д. То есть Солнце дает нам приток новой энергии, а уже наша свободная воля выбирает использовать эти энергии на созидание или на разрушение, на раздражение и ненависть или на творчество.
Известно, что в настоящее время идет наложение нескольких циклов солнечной активности, и к тому же мы вступили в области космического пространства, насыщенные новыми для нас, более мощными космическими энергиями, приток которых будет нарастать. Что же делать? Все философы-космисты отвечают однозначно на этот вопрос: повышать нравственность, заниматься самоусовершенствованием, устремляться к Духу, растить культурный уровень общества, воспитывать молодежь, а ученым искать научные доказательства необходимости быть нравственными, духовными людьми. И делать все это наиболее эффективно можно именно сейчас, в период максимальной солнечной активности, как на это указывал Чижевский, опираясь на свои научные исследования, ибо это заложит основание для подъема духовности на многие годы вперед и поможет избежать новых природных катаклизмов и социальных катастроф.
Литература