Джура С.Г.
Поиск смысла жизни: аспекты синтеза
естественных и гуманитарных наук
…Цель жизни - очутиться
в Мире Огненном со
всеми накоплениями…
Живая Этика.
Вопрос о смысле жизни человека является одним из самых важных на земле. В данной статье делается попытка рассмотрения цели жизни как научной проблемы: предлагается алгоритм (если можно говорить в этом случае о нем), постановка задачи, и показаны варианты ее решения, эволюционные и тупиковые им в противовес.
Конечно, вопрос этот не новый и каждым человеком испокон веков он решался по-разному. Попробуем проанализировать возможные варианты решения проблемы и их целесообразность. Общие существующие подходы к проблеме смысла жизни условно можно разделить на подходы традиций Востока (философский) и Запада (технический). Далее в статье на основе аналогий делается попытка найти взаимодополняющие пути для решения поставленной проблемы, которые, возможно, будут полезны и для выработки общей концепции жизни человека, и национальной идеи государства и т.д. По существу вопроса, обе позиции являются просто взглядом с разных сторон на одну и ту же проблему, и решение каждой из них может помочь постичь смысл Бытия.
Социологические опросы и статистические отчеты, публикуемые на Западе, говорят о том, что при в общем благополучном образе жизни, человек не ощущает себя счастливым, чему свидетельством является рост самоубийств, преступности, наркомании и других негативных процессов. Мыслители Востока ставят определенный «диагноз» существующему положению вещей: «Производимые во всевозрастающем количестве товары массового потребления, считающиеся на Западе необходимым атрибутом жизни, ради приобретения которых люди добровольно жертвуют своей жизненной энергией, здоровьем и своим коротким временем пребывания на земле, являются для Миларепы, так же как для Будды, лишь препятствием для Правильного Образа Жизни. Миларепа учил, что цель жизни в человеческом теле не в том, чтобы погрязнуть в трясине довольства и комфорта, привязывающих к миру, но удаляться от него, каким бы изобильным, благоденствующим и по-мирски счастливым ни становился он благодаря открытиям западной науки» /1/.
Налицо кризис целевой установки общества потребления, которое сейчас ставится как идеал для подражания. Здесь нужно сделать оговорку: речь идет об общей наблюдаемой тенденции, а не об отдельных прекрасных мыслителях Запада, которых, как правило, не очень «слышат» у себя на родине. Свой анализ такого кризиса дает Шри Ауробиндо: «Два широко распространенных особенно на Западе представления содействуют укреплению такого положения вещей. Согласно первому из них, главная цель жизни человека это прочное личное счастье, второе же сводится к убеждению в том, что человек уже от рождения имеет определенный характер, который невозможно изменить никакими средствами.
Первое представление является по-детски примитивным искажением очень глубокой истины, которая состоит в том, что в основе всего сущего лежит блаженство бытия и без него, без этого наслаждения бытием, жизнь во Вселенной была бы вообще невозможна. Но подобного рода блаженство, которое является атрибутом Божественного и, следовательно, абсолютно само по себе и независимо ни от каких условий, не следует путать с погоней за жизненными удовольствиями, что как раз в большой степени зависит от многочисленных обстоятельств. Убежденность в том, что человек имеет право на личное счастье, приводит, как естественное следствие, к стремлению любой ценой прожить жизнь для себя, взять от жизни все, что сможешь. Такая жизненная позиция, исполненная слепого агрессивного эгоизма, является источником всевозможных жизненных конфликтов и связанных с ними страданий, приводит к разочарованиям и отчаянию и очень часто, в конечном итоге, к тому или иному трагическому финалу в жизни человека» /2/. Один из самых ярких философов Востока Вивекананда утверждает, что можно владеть всем, но не привязываться к богатству. И только при такой свободе от материальных благ ими можно владеть.
Какие же оригинальные технологические решения Запада, которыми он так славиться, можно применить к указанной проблеме? Автор считает, что хорошо разработанные технологии прикладных наук могут иметь свое приложение в гуманитарных и наоборот. Попробуем это проиллюстрировать на примере философской оценки цели жизни и задачи оптимизации в технике.
Если подходить с позиций прикладных наук, то цель жизни сходна с задачей оптимизации, где цель должна быть достигнута оптимальным (наилучшим с некоторой точки зрения) образом. Постановка задачи оптимизации, как известно, состоит в следующем: это система уравнений, объединяющая целевую функцию (ЦФ), достигающую экстремума в заданных ограничениях (ОГР). То есть:
Из практики решения задач оптимизации следуют важные для поставленной задачи особенности. Это, прежде всего, противоречивость критериев, входящих в целевую функцию. Например, минимум стоимости при максимуме эффективности (это при условии того, что это решение лежит в зоне ограничений). Решение оптимизационных задач может дать нам ключ к пониманию гораздо более сложной задачи смысла жизни. Целевая функция в этом случае может быть весьма сложной (более трех параметров) и не иметь геометрической интерпретации (но решение, тем не менее, иметь). Таким образом, продолжая рассмотрение применимости разработок прикладных наук к гуманитарным с целью взаимного обогащения понимания поставленной проблемы, здесь, по мнению автора, можно найти красивое решение. Возможно, это есть приближение к той Красоте, которая должна спасти мир по Ф.М.Достоевскому. Н.К.Рерих углубил это понятие, указав, что осознание Красоты спасет мир. Красота как цель, как критерий, как указующий перст в Вечность Эволюции…
Для постановки задачи смысла жизни как оптимизационной есть все основания. Вряд ли кто будет отрицать, что цель жизни нужно достичь оптимальным образом. Таким образом, цель жизни может быть рассмотрена как оптимизационная задача со своей ЦФ и ОГР. Принципиальным является вопрос о выборе целевой функции, т.е. то к чему человек стремится. Неверно выбранная цель закономерно приведет к нежелательному результату. Ограничениями в таком варианте постановки задачи могут служить: а) время жизни человека; б) моральные, этические и правовые нормы общества; в) финансовые возможности и другие ограничения.
Кроме этого, нужно условно классифицировать цель жизни индивида, социальной группы, страны, человечества и куда более важных целей жизни Галактики, выше и нижестоящих цепей разумных существ или планетных цепей о которых сообщают нам эзотерические источники. Логично предположить, что цель жизни человека должна быть зависима (коррелируема) от целей жизни коллектива, страны, человечества в целом и других вышестоящих целей, которые в силу своего сознания может определить сам человек. В подтверждение вышесказанного приведем слова из Граней Агни Йоги: «…Особое место в Нашей жизни занимает сношение с Дальними Мирами. С ними установлена Иерархическая связь. Земля не песчинка в океане беспредельного пространства, но его часть, связанная неразрывно с целым и имеющая в нем свое законное и принадлежащее ей место. Эволюция земного человечества связана с эволюцией человечеств Нашей цепи миров. Осуществление Великого Плана протекает неотделенно от них. Заботы Космические превышают заботы земные. В Царстве Отца Моего обителей много, и каждая требует заботы о ней со стороны Духов Планетных…» /3/. Для продолжения решения поставленной задачи настоятельно требуются знания гуманитарных наук, без которых невозможно сформулировать ЦФ человечества. И эзотерические источники совершенно четко формулируют ее: это - Общее Благо /4/. Проиллюстрируем сказанное выдержкой из еще одного авторитетного труда по осмыслению Живой Этики /5/: «Общее благо есть общая для всего коллектива цель жизни, или творчества, или работы. Надо понять, что каждая частица имеет цель своего творчества, своей жизни, своей работы, имеет свой собственный долг в общем плане, и потому долг одного часто не может быть долгом другого. Все помнят сказку о том, как животные спорят между собою, кто из них более всего полезен хозяину. Оказывается, каждое из них было полезнее других на своем месте. Невозможно свое предназначение, свою цель считать самой важной, самой необходимой и стремиться именно ей подчинить все стремления окружающих. Такое стремление будет ограничением, вытекающим из самости. Необходимо понимать, что есть Общее Благо, и что оно сложено из многих благополучий, и каждая дифференциация имеет свой собственный, то есть особый путь, но что этот обособленный путь должен быть ориентирован на общее благо, а не на благо лишь своего плана».
Таким образом, целью жизни человека должно стать именно это понятие Общего Блага. Рассматривая эволюцию самого человека можно увидеть как меняется само понятие Общего Блага. Личное счастье в его мещанском понимании всячески стимулируется рекламой, СМИ и образом жизни фиктивной элиты. Для достижения такого счастья некоторые люди готовы пойти даже на преступления, нарушая таким образом правовые, социальные, этические и другие границы (ОГР с точки зрения задачи оптимизации). Мудрость веков отмечает, что личное счастье недостижимо без счастья остальных участников эволюционного процесса (других людей и живых существ) в самом широком понимании. Достижению этих целей мешает эгоизма, который тоже может быть индивидуальный, групповой, эгоизм страны и т.д. Все зависит от целевой установки (выбора критерия с точки зрения задачи оптимизации). Не секрет, какие мощные средства задействованы для достижения тех или иных целей разных государств. Но трудно найти среди этих целей понятие Общего Блага. Как правило, этими целями являются: поиск экономических, политических и тому подобных преимуществ для своей конкретной страны. И какими это будет делаться способами, к сожалению, в большинстве случаев, оказывается, не важно. Вдумчивый читатель сам найдет множество примеров тому даже в новейшей истории. В связи с вышесказанным важным является формулировка П.Ф.Беликова: «Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что «справедливость» или несправедливость этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими «Космическому Разуму мерками»»/6/.
Еще в прошлом веке было посчитано, что за счет средств, которые тратят все страны мира только за один день на военные расходы, можно решить проблему голода на всей планете Земля. Если взять такой однодневный военный бюджет, то можно решить энергетическую проблему, т.е. не будет людей, страдающих от холода. Нетрудно продолжить такие подсчеты и подумать, как устранить болезни, как помочь образованию, просвещению, как решить другие важные социальные вопросы. Эзотерические источники прямо указывают, что отсутствие решения глобальных проблем человечества лежит в косности мышления людей, а корень зла – в невежестве, из-за него происходят все страдания мира сего.
Конечно, смысл жизни постигается постепенно. Народная мудрость гласит: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…». Генезис постижения смысла жизни неповторим для каждого. Но на всяком пути, как сказано в Бхагават Гите, Господь приветствует страждущего путника…
Возвращаясь к оптимизационной задаче, мы должны сказать, что аналогия между технической и философской задачей очень большая, если не сказать, полная. Более того, в оптимизационных задачах (как и в философских) есть целый ряд творческих вопросов, которые не позволяют говорить ни о теории оптимизации в первом случае, ни о теории философии во втором. В первом случае этот тезис иллюстрируется тем фактом, что не любую задачу можно однозначно решить, ибо она имеет большое множество решений (если имеет). В случае с философией картина совершенно такая же. Общим для двух случаев является сам тип задач, ибо он относится к так называемым некорректно поставленным задачам то есть имеющим бесконечное множество решений. К слову сказать, классическим примером такой некорректной задачи является сказочное: «Пойди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что». Но даже если мы знаем, что и где искать, решение задачи не становится намного яснее. И только сердце человека сможет подсказать ему как найти решение в каждом конкретном случае. Об этом также поведают сказки, в которых мудрость неземная облечена в земные образы, и каждый поймет в них столько, сколько сможет. Таким образом, сама постановка задачи оптимизации как и философской задачи поиска смысла жизни есть акт творчества. Но даже, если задача поставлена, то все равно решений может быть бесконечно много. Поэтому пока не говорят в широком смысле о теории оптимизации, а говорят о методах оптимизации. А вот этих методов накопилось достаточно много, и какой из них применить – тоже нужно объяснить.
Резюмируя все вышесказанное, нужно сказать, что человек с техническим складом ума может сформулировать цель жизни как оптимизационную задачу. Сама формулировка будет проходить путем последовательных приближений – итераций. После каждой из таких итераций (приближений) нужно провести сверку (проверить корреляцию) полученного решения с целевыми установками вышестоящих организованных сообществ (семья, страна, человечество, высшие Иерархические цепи). Эзотерические источники дают очень широкий взгляд на это /7/: "Тайная Доктрина" Елены Петровны Блаватской и Учение Живой Этики, записанное Еленой Ивановной Рерих под руководством космических Учителей человечества, разворачивают величественные горизонты грядущего преображения человека. "Цель жизни - вечное движение вперед, вечное совершенствование, и все средства для этого даны человеку. В беспредельности мироздания все беспредельно и вместе с тем достижимо. Беспредельны возможности и беспредельны достижения; все зависит от человеческого сознания. Достижимо все, что вмещается в человеческом сознании, а так как для роста сознания нет предела, то нет предела ни возможностям, ни достижениям. Средством же для вседостижимости являются находящиеся в человеческом организме центры высшего сознания, которые стремлением к Истине, Свету и знанию загораются огненной энергией и постепенно превращаются в органы восприятия высших возможностей и в центры силы и могущества". /8/ «Смысл жизни человека, говорится в Учении, - в преображении его сущности и достижении той ступени эволюции, когда его собственный микрокосм заменит все аппараты земные». /9/
Выводы. 1) развитие теории оптимизации возможно на основе синтеза гуманитарных и прикладных наук; 2) решение задачи оптимизации для гуманитарных наук возможно главным образом на основе эзотерических концепций; 3) решение ряда глобальных проблем планеты Земля состоит в правильном выборе смысла жизни (то есть, говоря техническим языком – правильной постановки, а позже и решении задачи оптимизации); 4) рассмотрение указанной задачи должно идти через этапы: индивид – группа – страна – человечество – галактика – планетная цепь – Бесконечность; 5) постижение смысла жизни проходит через постижение смысла эволюции всего сущего и определения своего места в этой великой Мистерии Бытия.
Завершить эту статью хотел бы словами Е.И.Рерих из работы «Космическая эволюция и ее цель» /10/: «Это выражено в Золотых Правилах: «поступайте с ближними, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами». Но лучшее выражение этого морального закона мы находим в словах Иисуса Христа: «возлюби ближнего, как самого себя». Когда мы начинаем любить других так же, как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными. Тогда мы не думаем, что, прилежа к пище, питью и порождая детей, как и низшие животные, мы выполнили высшее завершение и цель жизни. Мы понимаем, что завершение смысла жизни состоит в любви к ближним, как к самим себе. Тогда только мы достигаем освобождения из оков самости. Это освобождение может быть достигнуто лишь через высшую форму любви истинного «Я» в других. Эта истинная, лишенная самости любовь возможна, когда мы осознаем свою истинную природу, потому она зависит от познания нашей истинной природы. Каждая индивидуальная душа, согласно индусской философии, должна стать совершенной, свободной и лишенной самости. Душа достигает тогда плана духовности».
Литература:
1. Регунг. Великий йог Тибета Миларепа. - Самара, 1994. – 478 с.
2. Шри Ауробиндо. Мать. Воспитание личности. – Адити: СПб., 2000.
3. Грани Агни Йоги. - Записи Б.Н. Абрамова, 1969 год - Новосибирск, Алгим, 1993 (§ 297).
4. Учение Живой Этики. http://www.roerich.com/7_18.htm
5. Уранов Н. Размышляя над Беспредельностью. – М.: МЦР, «Струна», 2001. – 448 с.
6. Беликов П.Ф. Опыт духовной биографии.http://www.roerich.com/zip/belikov.zip
7. Светлов А.В. Контуры науки будущего. http://www.roerich.com/aipe/russian/kontur.htm
8.Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. http://www.roerich.com/zip/os_mirop.zip
9. Грани Агни Йоги - Записи Б.Н. Абрамова, 1964 год - Новосибирск, Алгим, 1993 (§ 432)
10. Е. И. Рерих. Космическая эволюция и ее цель. Новая Эпоха, № 1, 1999.