С.Р.Аблеев
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ: ОБЩЕСТВО НОВОГО ТИПА
Не секрет, что одними из самых излюбленных вопросов в России являются "кто виноват?" и "что делать?". Хорошие вопросы. Они показывают глубину народного менталитета, то есть стремление понять причины негативных явлений и попытаться их устранить. Не потому ли российским умам всегда были близки всякие социальные новации? Да и народ всегда стремился к улучшению жизни. Идея "царствия Божьего", а на худой конец "царствия Земного" (т.е. коммунизма) куда ближе сердцу российскому чем, например, немецкому или американскому. Западный добропорядочный бюргер так далеко и широко мыслить не привык. Ему милей "синица в руках" - тёплый дом да сытный стол. Вот почему у себя на родине, в Германии, Маркс со своим коммунизмом почитался всего лишь как талантливый теоретик, но не более. А в России ему поклонялись не только как "величайшему философу", но более того - возвеличили чуть ли не как Пророка.
Вообще, стремление к Правде, к жизни не по уму, не по закону, а по Совести (закон и Совесть в России не одно и то же) очень характерно для русской души. Все значительные русские мыслители - от Илариона и Мономаха до Соловьева, Ленина, Андреева и Рериха, - все искали пути к Обществу Нового Типа. Хотя, понимали его, конечно, по-разному. Возможно, поэтому Учение Живой Этики - эту драгоценную Карту путей к Новому Миру - доверили именно российским рукам и сердцам. Те, кто в истории долгие сотни лет искал такие пути, примут "Карту" как Дар Высший. Его не забудут, не потеряют, не пропьют и не продадут...
Современные политики много говорят о совершенствовании общества. Им, как говорится, это положено по профессии. Но мы не будем здесь полемизировать с известными авторами политических программ и концепций. Пустая трата времени. Программы эти своей однобокостью и узостью похожи одна на другую. В философском смысле (за редчайшим исключением) они такие же плоские, как банковские билеты. И толку от них - как от этих билетов на необитаемом острове.
Почему авторы этих размышлений так категоричны? Дело в том, что эти программы в основном оперируют лишь двумя интегральными параметрами: "политика" и "экономика". Другие ("нравственность", "культура", "состояние сознания" и т.д.) даже не принимаются в расчёт.
Вот, например, восклицают с трибун о "правовом государстве". Как говорили раньше: побойтесь Бога! Правового государства в России не было и нет. И лишь отдельные представители политической элиты понимают, что главные причины тому не политического или экономического характера, а чисто нравственные. Народ в правосудие и закон не верит. Ну не верит и всё! Все знают о том, что чиновники, прокуроры, судьи, адвокаты берут взятки. Да, политики время от времени затевают дискуссии о тотальной коррупции власти. Ну и что? Кто-нибудь с думской трибуны сказал о том, что обществу необходима срочная этическая интенсивная терапия? Нет. Говорят лишь о полицейских репрессиях. Но проблема бездуховности полицейскими методами не решается. Именно поэтому давно настало время обратиться к Учению Живой Этики.
Прежде всего, нам надо понять, что авторы Живой Этики были трезвыми реалистами. Когда они писали о Новом Мире, не подразумевалось никакое очередное "царствие Божие" или "царствие земное" с конкретными сроками его строительства. Идеальное общество возможно лишь тогда, когда идеальны все его члены. Такое на практике невозможно. По крайней мере, в этом земном мире в данном цикле эволюции. Новый Мир, о котором говорили Учителя, не есть какая-то конечная райская ступень. Это есть процесс постоянного совершенствования, то есть одухотворения, человека и общества. Это есть Эпоха, когда Дух начнёт побеждать Материю.
Живая Этика утверждает, что цели социального строительства должны быть тесно увязаны с целью текущего этапа человеческой эволюции. В чём она заключается? В нравственном, интеллектуальном и энергетическом совершенствовании разумных организмов. Такое совершенствование есть не что иное, как космическая эволюция или духовное развитие человека. Человек способен обуздать низшие силы своей животно-телесной материи и подчинить их контролю духа. Из смышлёного двуногого животного он может и должен эволюционировать в более совершенное космическое Существо - духовного андроида. Бодхисаттва, дживан-мукта, аль инсан аль камил, богочеловек - так в различных учениях называли это духовное космическое существо.
"Зачем вы живёте? - спрашивает нас Махатма. И отвечает: - Чтоб познавать и совершенствоваться" [1]. Совершенствование, по мнению Великих Учителей, есть гармоничное развитие сущностных сил человека. Иначе говоря, - раскрытие потенциала его духа. Здесь и этика, и мышление, и творчество, и другие грани, слагающие алмаз синтеза высокоразвитого Сознания. Каждая из них есть ступень на пути космической эволюции человека, которой, в идеале, должно быть подчинено всё его земное бытие. И, в частности, социальное устройство.
Отсюда нам становятся понятны цели общественно-политического строительства. Они не могут восприниматься как "удовлетворение возрастающих потребностей". Западная цивилизация потребителей обречена. Если, конечно, она не изменится в нечто иное. Мы не отрицаем материальное благополучие. Но оно не есть самоцель. Оно есть средство, способствующее или препятствующее (зависит от человеческого сознания) достижению истинных целей развития общества.
В чём же они заключаются? Во-первых, в разрешении социальных противоречий и практическом воплощении идеалов общечеловеческого братства. Человечеству пора стать единым. Если это не получится в ближайшую историческую эпоху, будущее земной цивилизации под вопросом. Во-вторых, общество должно научиться гармонично сосуществовать с природой. И, в-третьих, ритм эволюции диктует человеку необходимость одухотворения. Таковы, с точки зрения Живой Этики, цели, на реализацию которых должно быть направлено всё социальное строительство - от политики и экономики до культуры и образования.
Как выглядит, по мнению Великих Учителей, Общество Нового Типа? Можно исписать десятки страниц на эту тему, но они, наверное, ничего не добавят к одному емкому и всеобъемлющему слову - "БРАТСТВО". Оно означает: равенство возможностей, социальную справедливость, взаимопонимание и взаимопомощь, терпимость и любовь к ближнему, мужество и готовность жертвовать личным ради общего и многое, многое другое. Говорят: это невозможно, это утопия! Отвечаем: до тех пор, пока люди будут думать, что это невозможно, это и будет оставаться утопией. Вот маленький пример. Ещё несколько столетий назад свободные выборы правителя государства казались утопией. Теперь - это обычная, общепринятая политическая практика.
Ну а Братство уже давно существует. Хотя о нём знают ещё немногие. Это духовное Братство Великих Учителей и их ближайших учеников. Какие природные законы мешают человечеству распространить принципы организации Общины Великих Учителей на всю земную цивилизацию? Нет таких законов. Значит, всё возможно. Не надо повторять глупости коммунистических вождей - за пятилетку Братство не построить. Это необозримая историческая эпоха. Но ведь когда-то надо начинать!
Вот на этих принципах-идеях или (что есть то же самое) на средствах осуществления обозначенных выше целей и хотелось бы чуть подробнее остановиться. Но прежде обратим внимание на два существенных исходных положения социальной философии Живой Этики.
Первое - это критичное отношение к методикам внешних изменении общественной жизни. Разумеется, Махатмы не были противниками общественных реформ (политических, экономических, социальных и т.д.) как таковых. Но они полагали, что реформы имеют реальный успех лишь тогда, когда основаны на внутренних, духовных преображениях человеческого сознания. Отмечая, что человеческая масса не раз бросалась в сторону механического, т.е. внешнего, поверхностного разрешения проблем жизни, Е.И.Рерих настаивала: "Истинная перемена может наступить лишь при расширении сознания, в принятии духовного начала как главенствующего в жизни" [2].
Именно поэтому Махатмы и их ученики придавали решающее значение духовной культуре вообще и духовным учениям в частности. К ним они относили и подлинную йогу (в переводе с санскрита - "союз, связь, соединение"), понимаемую как практический путь духовного совершенствования, методика соединения личностного человеческого сознания со сверхличным космическим. Эти задачи и решает Учение Живой Этики, которое не случайно имеет дубль-название "Агни-Йога".
Основополагающая идея любой истинной йоги - идея связи низших аспектов сознания с высшими, т.е. развитие и возвышение сознания и разума. Поэтому в Живой Этике поясняется: "Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение содержит свою йогу (т.е. идею и методику высшей связи и развития - С.А., И.Б.) применимую к ступени эволюции" [3]. Настоящей ступени отвечает Агни-Йога, которая названа Огненной (Агни) потому, что "уявление огня (символа Духа и одухотворённой материи - С.А., И.Б.) есть просветление материи, иначе говоря, где огонь, там признак совершенствования" [4].
Второе немаловажное положение связано с отношением к проблеме метода социальных преобразований. В своих крайних формах он подразумевает либо революционное, либо эволюционное развитие. Революция - это почти всегда насилие. К нему же отношение и Махатм, и Рерихов было крайне отрицательным. Они выступали за естественное, эволюционное развитие социума. Вместе с тем Махатмы отмечали и вторую диалектическую грань проблемы: нередко в истории революция являлась не субъективным произволом, а объективной необходимостью. Это имело и свой чисто философский аргумент, приведённый одним из Учителей:"... эволюция мира складывается из революций или взрывов материи" [5]. Иначе говоря, резкие качественные преобразования на любом из уровней организации материи есть закономерное диалектическое явление. В историческом смысле это свидетельствует о неизбежности скоротечных качественных изменений в обществе (т.е. революций) там, где плавное течение эволюционного потока осложняется. В этих случаях, по мнению авторов Живой Этики, жесткие социальные трансформации выступают драматической исторической необходимостью и должны расцениваться как "бунт здоровых клеток против раковой опухоли старого, гниющего мира".
Тем самым, в частности, объясняется и неоднозначное отношение Рерихов и их Учителей к социалистической революции в России. Некоторые деятели Православной Церкви в настоящее время пытаются обвинять мыслителей Живой Этики в равнодушии к страданиям российского народа или даже в поддержке насилия и советского тоталитаризма. Такие обвинения не являются обоснованными. Авторы Живой Этики не идеализировали социалистическое строительство и достаточно трезво относились ко многим аспектам социально-экономических реформ. Этот факт в своих исследованиях отмечали П.Ф.Беликов, Л.В.Шапошникова, С.Ю.Ключников. Именно Рерихи по поручению Великих Учителей одними из первых пытались обратить внимание большевиков на перегибы и откровенные ошибки в стратегии и тактике построения общества нового типа. Однако встречи с Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским в 1926 году не принесли никаких практических результатов. Философская книга "Община" и помощь Махатм советским руководством фактически были отвергнуты. В книге же, в частности, отмечалось: "Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие (речь идёт о насильственной коммуне - С.А., И.Б.) обречено на реакцию самую худшую" [6]. Спустя десятки лет обоснованность предупреждения окажется подтвержденной самой исторической действительностью.
Как показывает анализ литературы Живой Этики и некоторых архивных материалов семьи Рерих, предложение Махатм о помощи было вызвано тем обстоятельством, что на определённом этапе они видели возможность направления социалистических реформ по иному руслу, что могло привести Россию к невиданным духовным и культурно-историческим достижениям.
Сегодня, в период переоценки ценностей и общей демократизации, проблема ориентиров и принципов социального строительства для России вновь обретает необычайную актуальность. Тут противоречиво сталкиваются мировой опыт и оригинальный исторический путь развития России, общецивилизационные ценности и традиции национальной духовной культуры, капиталистические модели Запада и социалистический опыт бывшего СССР. Что ставить во главу угла как жизненное и эволюционно значимое, а от чего отказываться как от исчерпавшего своё историческое значение или не выдержавшего проверки временем? Вопрос далеко не абстрактный и не праздный, так как каждая историческая эпоха выдвигала свои передовые идеи, которые, собственно говоря, и становились знаменем прогресса, принципами общественного жизнеустройства.
Проблема эта находит своё отражение и в философии Живой Этики. Изучение литературного корпуса Учения позволяет выделить и сформулировать несколько основных принципов-идей современного социального строительства, выдвигаемых и обосновываемых Махатмами и их учениками. Что характеризует эти идеи в самом общем виде? Ориентация на общечеловеческие ценности, приоритет духовной культуры и стремление приобщить человека к Космосу.
Кроме того, существенное значение имеет ещё одно обстоятельство. Чтобы быть жизненными, не только общественные отношения, но и государственные законы, считала Е.И.Рерих, "должны отражать законы космические" [7]. Наверное, нет необходимости говорить о том, что до сих пор это условие не было реализовано ни одной социально-политической системой, хотя такие попытки предпринимались (Тибет, Советская Россия и др.).
Итак, тезисно рассмотрим каждую из идей.
Идея первая: равновесие в общественной жизни Духовного и Материального начал. Оно предполагает гармоничное взаимодействие сил культуры и цивилизации. Причём в настоящее время необходимо усиленное внимание именно к Духовному началу, т.к. оно всё ещё находится в униженном положении. (Этой проблеме были посвящены, в частности, работы Л.В.Шапошниковой "Культура и цивилизация" [8] и С.Р.Аблеева "Общество и феномен Культуры" [9].)
В тесной связи с первой находится вторая базовая идея социальной философии Живой Этики. Она заключается в правильной расстановке акцентов в решении вопроса о факторах космической эволюции человека. А именно: Духовная Культура со всеми её многочисленными аспектами, от этических учений и науки до искусства и образования, есть основа любого общества. Она является прямым, непосредственным фактором космической эволюции человека.
Материальная цивилизация - фактор способствующий и вспомогательный, который работает на развитие духовных сил человека не напрямую, а опосредованно, через обустройство жизни и материальную поддержку Духовного начала. Без последнего, сам по себе, этот фактор не может способствовать космической эволюции сознания, так как, являясь порождением сил Материи и не имея непосредственного отношения к Духу, он неизбежно замыкается на инерционное культивирование Материального начала.
Третья идея указывает на фундаментальный принцип взаимоотношений человек-человек, человек-общество, государство-государство, человек-природа, цивилизация-Космос. Этот принцип называется "Общее Благо".
Он предполагает коренную перестройку общественных отношений, т.к. становится всё очевиднее, что современный социум может существовать лишь при гармоничной согласованности всевозможных интересов и стремлений различных общественных групп, наций, партий, классов, промышленных корпораций.
Проблема имеет два аспекта. Первый - социально-природный. Он связан с мировоззренческим комплексом "царя природы", который устремляется к "покорению" природы и низведению её до статуса своей безропотной служанки. Однако развивающиеся экологический и сырьевой кризисы вынуждают человека изменять своё отношение к окружающей среде. Тезис о "покорении" природы должен уступить место тезису о "разумном, гармоничном сотрудничестве с природой", лишь в этом случае возможно сохранение и развитие как природы, так и общества.
Второй аспект проблемы - чисто социальный. Здесь имеются в виду попытки построения благосостояния одной общественной группы (класса, партии, нации, государства и т.д.) за счёт другой, а также геополитический эгоизм, т.е. безнравственная политическая практика отстаивания и возвышения интересов собственного государства в ущерб интересам других стран и народов. Социальные (международные) напряжения в таких случаях являются закономерным следствием, Живая Этика выступает категорически против такой политики. Мирное сосуществование может быть основано только на идее Общего Блага. "Но отказ от Общего Блага, - предупреждал Махатма, - свалит в яму даже великана" [10].
Отсюда вытекает четвёртая идея - сотрудничество и социальная кооперация или утверждение общинного (коллективного) способа жизнеустройства. В Учении эта идея подчеркивается, например, такими утверждениями: "Кооперация есть признак эпохи" [11]; "Сотрудничество должно быть принято как основание Бытия" [12]; "Одно важно - считать Мировое Сотрудничество как необходимость эволюции" [13].
Здесь в первую очередь подразумевается отказ от противопоставления личного "Я" другим "Я" и общественному "Мы". Возникает вопрос: не приведёт ли это к растворению индивидуального в безликой массе? Наоборот, считают Учителя, такие отношения способствуют развитию подлинной космической Индивидуальности человека, которая формируется только через общественные взаимодействия и выявляется как неповторимая и неотъемлемая часть природного, социального или космического целого.
Общинный принцип жизнеустройства, как никакой другой, соответствует истинной сущности человека. Он основан на объединении и сотрудничестве во имя высоких целей исторического процесса. "Утверждающий Общину, - читаем в Учении, - способствует ускорению эволюции планеты" [14]. В этой связи некоторые исследователи Живой Этики отмечают, что с эволюционной точки зрения идея общины в её чистом виде является категорией космической (Л.В.Шапошникова [15]).
Периоды интенсивного развития материальной и духовной культуры, которые можно выделить в истории, по мнению Махатм, всегда "совпадают с проявлением идеи Общины - сотрудничества" [16]. Там, где наблюдается человеческое сотрудничество - там начинается духовное, политическое и экономическое процветание.
Общинный принцип жизнеустройства предполагает совершенствование форм собственности. Преодоление частной собственности и переход к коллективному владению средствами производства расценивается в Живой Этике как важная черта общественной организации нового типа. При этом речь совсем не идет о непременной национализации, то есть существовании только государственной собственности. Также не подразумевается волюнтаристский, тем более насильственный переход к коллективным видам собственности. Главным образом подчёркиваются их социально-экономическая целесообразность и эффективность, которые докажут историческую перспективность совместного владения и пользования лучше, чем любые другие аргументы. Поэтому важен естественный, постепенный переход к коллективной собственности. К ней могут быть отнесены семейные предприятия, мелкие артели, общества и товарищества, гигантские акционерные общества, государственные компании и другие виды объединений.
В этом отношении небезынтересно сравнить результаты поспешного, насильственного всеобщего объединения средств производства при социалистическом эксперименте в СССР и логику естественного социально-экономического развития передовых промышленных государств, где явно проявилась тенденция к расширению форм коллективного совладения средствами производства при многоукладной экономике.
Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс совершенствования социально-экономических отношении, в том числе и форм собственности, является развитие индивидуального и общественного сознания. Этому аспекту проблемы авторы Живой Этики уделяют значительное внимание. Они стремятся доказать, что, если человеческое сознание исторически не готово к коллективному владению, никакие насильственные методы не приведут к утверждению преимуществ передового типа собственности и производственных отношений. Так и есть. В обществе "развитого социализма" возникли инертность, безответственность, потеря стимулов к труду, уравниловка при распределении продукта и многие другие негативные явления.
Причины этих явлений во многом проистекают из психологии собственничества, то есть определённой установки сознания, стремящегося иметь, владеть, распоряжаться, накапливать, обогащаться различными вещами и материальными благами. Поэтому Махатмы подчеркивали, что проблема состоит даже не в самом личном владении или частной собственности, а в психологическом отношении к ней. "Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями ... Можно иметь вещи и не быть собственником" [17]. Причина отрицательного отношения к личному владению уясняется из следующих слов Махатмы: "Раб собственности теряет, прежде всего, подвижность духа" [18]. Иными словами, препятствует своей духовной и космической эволюции.
Следовательно, главные усилия необходимо сосредоточивать на внутреннем, субъективном преодолении собственнического пережитка, что при подкреплении объективными экономическими преобразованиями позволит человечеству серьёзно продвинуться на пути исторического прогресса.
Пятая основополагающая идея - это идея о равноправии женщин и мужчин. Великие Учителя справедливо отмечали, что исторически женщина оказалась в униженном положении. Нередко в прошлом она низводилась до уровня рабы и прислуги, лишённой не только каких-либо социальных прав и свобод, но даже самой возможности принимать участие в общественной жизни. Не раз роль женщины ограничивалась только лишь обслуживанием мужских прихотей, да биологической функцией деторождения. Но и в такой важной миссии, как продолжение человеческого рода, она была лишена общественной опеки и государственного внимания.
Сегодня многое изменилось. Женщина развитых демократических государств пользуется всеми политическими и социальными правами и свободами. Однако и сейчас, как и во время написания книг Живой Этики, положение женщины во многих странах Востока, в первую очередь исламского, остаётся неравноправным, если не униженным. "На позорной ступени истории будет записано, - отмечали Учителя, - что и теперь равноправие не установлено" [19].
Угнетение женщин в прошлом обернулось нравственными и социальными деградациями. "Потому нужно очень утверждать значение начала женского, - настаивает Живая Этика. - Именно, не в домашнем масштабе, но государственном ... Женщина, дающая жизнь народу, должна тоже иметь право располагать его судьбою" [20].
Есть ещё одна важная причина, по которой в настоящее время необходимо утверждение женского начала. Женский психологический аппарат вследствие своей утончённости и высокой чувствительности способен более чутко реагировать на воздействия тончайших психо-космических энергий. Их ассимиляция и использование является одной из важнейших эволюционных задач человечества в грядущий исторический период. Значение женщины в решении этой задачи особенно велико.
Само же изучение и практическое использование тонких психо-космических энергий является шестым необходимым условием (принципом) современного и будущего общественного развития. В Учении такие энергии часто обозначаются одним собирательным понятием "психическая энергия". За ним же стоит бесчисленное множество различных видов и грануляций единой изначальной космической энергии. Именно она пронизывает и напитывает движением и жизнью всё космическое бытие - от маленького распускающегося цветка до взрыва огромной сверхновой звезды.
Космическая эволюция человека невозможна без открытия и освоения этих скрытых природных сил, которые заключены в нём самом. Они не могут быть познаны, выявлены и использованы без участия аппарата человеческого микрокосма. Не через технические приспособления, а прежде всего через себя самого человек выходит к покорению тончайших, но необычайно мощных космических энергий.
Призыв Живой Этики к раскрытию человеком собственных духовных сил чрезвычайно актуален. Помимо других достижений это позволит человеку преодолевать свою биологическую обусловленность и зависимость от технических средств. Без последних наш современник оказывается беспомощным, так как способен противостоять природным стихиям не более, а может, даже и менее, чем его древнейший предок. Очевидно, что дальнейший планетарный прогресс разума предполагает эволюцию настоящей технотронной цивилизации машин в культуроцивилизацию человеческого духа. То есть одухотворённую цивилизацию, основанную на использовании безграничных психо-космических энергий, доступ к которым человек получает через глубины своей духовной сущности.
Отсюда следует необходимость перестройки социальной политики государства (культуры, науки, образования, воспитания, материального производства и т.д.), которая должна быть направлена:
- во-первых, на содействие развитию внутренних психо-духовных сил человека и овладение тончайшими космическими энергиями;
- во-вторых, на всестороннее изучение и гуманистическое использование таких психо-космических энергий во благо всего человечества.
И, наконец, седьмое важнейшее условие социального строительства, выдвигаемое Живой Этикой, - сотрудничество индивидуального и общественного сознания с Космической Иерархией. "Стремящиеся к эволюции духа должны следовать шагами Иерархии для продвижения ... Только сознательное принятие в жизни закона Иерархии утверждает правильный путь" [21].
Этот необычный аспект философии Живой Этики требует некоторого пояснения. Одним из важнейших условий всякой эволюции является энергоинформационное взаимодействие духо-материи различных уровней развития. В планетарном пространстве эта закономерность подразумевает взаимодействие массового сознания, то есть исторических индивидов, принадлежащих преимущественно к Пятой Расе, с высокоразвитыми духовными Индивидуальностями Шамбалы. По отношению к планетарной цивилизации, отмечала Е.И.Рерих, они представляют собой ближайшее звено Космической Иерархии Разума.
Необходимость сотрудничества, более того - направляющей роли Космической Иерархии, кроме прочих причин диктуется спецификой текущего этапа планетарной эволюции. Она состоит как в нарастающей активности огненных энергий, так и в предельно осложнённом состоянии (негативной карме) планеты.
Социально-философская концепция Живой Этики, конечно, не исчерпывается рассмотренными выше идеями. Но по нашему глубокому убеждению, именно они являют собой те основополагающие фундаментные блоки, без которых построение Общества Нового Типа не представляется возможным. До тех пор, пока массовое сознание не воспримет и не осознает эти идеи, до тех пор, пока политическая элита не будет руководствоваться ими в практической политике, Новое Общество будет оставаться неосуществимой утопией. И опять, как и прежде, голодный, обездоленный, забытый всеми горемыка в который раз будет вопрошать своего товарища по несчастью: "Кто виноват?" и "Что нам делать?".
Литература:
1. Агни-Йога: В 3-х т. Т. 1. - Самара: Тольяттинское гор. общ. Рерихов, 1992. -С.226. - п.230.
2. Письма Елены Рерих: В 2-х т. Т. 1. - Минск: ПРАМЕБ, 1992.
3. Агни-Йога. Т. 1. - С.284.
4. Там же. С.319. - п.159.
5. Там же. С.205. - п.66.
6. Там же. С.261. - п.219.
7. Письма Елены Рерих. Т. 2.
8. Шапошникова Л.В. Культура и цивилизация // Пути восхождения. Материалы международных общественно-научных конференций (1993-1994). - М.: МЦР, 1995.- С.21-32.
9. Аблеев С. Р. Общество и феномен Культуры // Три Ключа (Педагогический вестник). - М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1999. - Вып. 3. - С.30-33.
15. Шапошникова Л.В. Книга-предупреждение // Община. - Рига: Виеда, МЦР, 1992. - С.23.
16. Агни-Йога. Т. 1. - С.258. - п.212.
17. Там же. С.210. - п.85.
18. Там же. С.172. - п.6.
19. Агни-Йога. Т. 2. - С.673. - п.415.
20. Агни-Йога. Т. 1. - С.549. - п.347.
21. Там же. С.20. - п.82
Аблеев Сергей Рифатович, доктор философских наук, проректор Юридического колледжа Российской секции Международной полицейской ассоциации, директор-координатор Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий "Мистериум Магнум"