С.Р. Аблеев
доктор философских наук
ПЕРСПЕКТИВЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ
Вопрос о перспективах дальнейшей эволюции человека принадлежит к числу важнейших нерешенных проблем современной философии и науки. Согласно Учению Живой Этики, современный Хомо Сапиенс является лишь одним из промежуточных этапов развития жизни, сознания и разума.
The question about the perspectives of the further human evolution is considered to be one of the most important problems of modern philosophy and science still unsettled. According to the Real Ethics Doctrine a modern Homo Sapiens presents one of the intermediate stages of life, consciousness and intellect evolution.
Перспективы дальнейшей эволюции человека без преувеличений являются одной из важнейших нерешенных проблем современной философии и науки. Спектр точек зрения на эту проблему весьма широк. С одной стороны - ее полное игнорирование: как биологический вид человек давно сформировался и говорить о его дальнейшей эволюции в этом аспекте бессмысленно. С другой стороны - неортодоксальный радикализм: человека нельзя считать окончательно сформировавшимся существом не только в духовно-интеллектуальном, но и в соматическом аспекте. Последняя точка зрения, учитывая увеличение не вписывающегося в классическую антропологию эмпирического материала, приобретает особое мировоззренческое значение. Наиболее последовательно и обоснованно такой подход разрабатывался группой индийских философов (Махатм) и семьей Рерихов в философском учении о космической эволюции человека - Живой Этике.
Концептуальный тезис антропологии Живой Этики: человек подвержен перманентной эволюции, в которую включены все аспекты его природы и сущности. Основанием данного тезиса являются эзотерическая онтология и концепция универсального космического эволюционизма, согласно которым настоящий вид Хомо Сапиенс следует рассматривать лишь как один из этапов развития жизни, сознания и разума.
Современный естественнонаучный глобальный эволюционизм в принципе также не отвергает дальнейшую эволюцию человека. Однако, в большинстве своем сторонники этой парадигмы не рассматривают возможность эволюции земного человека за пределы его настоящего биологического вида. Одна из основных причин того - понимание сознания как однозначного продукта деятельности биоорганизма, а значит отрицание автономности принципа сознания от последнего. В результате совершенствование человека - его морально-нравственных и интеллектуальных характеристик, сенсорных свойств и соматической природы - трактуется как совершенствование чисто количественное. Качественные преобразования важнейших сторон его сущности и биофизические изменения не предполагаются.
По всей видимости, такой подход не лишен:
а) определенного редукционизма, так как налицо стремление объяснять специфику более высокой формы организации материи - сознания и разума - движением нижестоящих форм - физико-химических и биологических образований;
б) явной недиалектичности, так как не учитывается возможность качественных преображений человека в результате его развития.
Приверженцами иной точки зрения являются не только мыслители Живой Этики. Например, с довольно близких позиций выступали русские космисты - Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Их объединяло убеждение в том, что направленность развития жизни не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, еще далеко не совершенной природе [I]. В ряде работ допускалась возможность видоизменения биологического тела и его замены иным, более совершенным носителем сознания.
Мнение о неизбежности дальнейшего качественного развития человека существует и среди современных исследователей. Например, С.Г. Пионтковский, говоря о направленности процесса глобальной эволюции к жизни и человеку, считает, что даже при таком ограниченном понимании прогресса человек не может считаться высшим продуктом эволюции, "ибо ему на смену могут прийти более высокоорганизованные и в биологическом и в социальном отношении формы" [2, с. 90].
Такое мнение созвучно выводу П.С. Гуревича, который философ делает из анализа различных аспектов сущности человека. Он считает, что поистине уникальным свойством человека является "открытость, незавершенность его как создания". Весьма важно и то, что в отличие от других живых существ "человек способен преодолевать собственную видовую ограниченность..." [3, с. 280].
Радикальные идеи развиваются Л.В. Лесковым [4]. Отталкиваясь от концепций бинарной структуры вселенной и тезиса о возможности "квазиустойчивого существования мэонных реплик сознания, отделенных от соматической атомно-молекулярной структуры", он не исключает появление нового сверхбиологического человека - Хомо Сапиенс аутокреатор - человека разумного самосозидающего.
Этот взгляд по своей сути соответствует идеям мыслителей Живой Этики. По их мнению, биологическое, социальное и нравственно-интеллектуальное совершенствование человека является закономерным, в определенном смысле неизбежным, эволюционным процессом. Принимая во внимание, что носителями сознания выступают тонкоэнергетические состояния материи, они считают правомочным рассматривать и сверхбиологическую эволюцию человека. В результате "человеческий дух получит обновленную оболочку. Именно человек может и должен мыслить о будущем не среди предрассудков, но исходя из фактов существования тел разных степеней" [5, с. 43]. При этом "аппарат человеческого микрокосма при должном развитии и утончении может заменить все аппараты, созданные руками человека" [6, с. 198].
Во всяком случае, если, по мнению большинства ученых и философов, современный вид Хомо Сапиенс не является совершенным разумным существом, то, отталкиваясь от идей универсального космического эволюционизма, можно ожидать дальнейшего прогрессивного развития как самого сознания, так и его проводника или плотноматериального вместилища - белково-нуклеинового организма.
В философии Живой Этики этот процесс связывается с движением элементарной энергетической основы жизни - монады. Предполагается, что на протяжении длительной эволюции она выявляет свои латентные свойства, которые, будучи зависимы от конкретных накоплений в процессе развития, определяют сущность того, что именуется космической Индивидуальностью [7] (Высшим Эго или Высшим Я). Монада есть абстрактное энергетическое ядро Индивидуальности. Вместе они образуют энерго-информационную структуру, переходящую из одной феноменальной психофизической формы в другую.
Временная феноменальная форма на человеческом уровне развития духо-материи именуется личностью или Низшим Я. Она включает множество аспектов - биологическое тело, тонкоэнергетические оболочки, определенные психотип, менталитет и способности и т.д. Как образно поясняла Е.И.Рерих: "Индивидуальность есть мед, собранный пчелкою-человеком со всех лучших цветов (личностей - С.А.) и на разных лугах" [8]. Высшая сущность человека - космическая Индивидуальность - "не может быть уничтожена, но отдельные проявления ее в виде личностей - могут".
Таким образом, непрерывность индивидуальной человеческой эволюции, согласно эзотерической парадигме, означает, что после завершения физического бытия феноменальной формы (личности) ее ноуменальная сущность (космическая индивидуальность) переходит в сферу трансфизического бытия. Оттуда по истечении некоторого времени она вновь возрождается в физическом мире в новой феноменальной форме, дабы совершить очередной микроцикл своей эволюции.
В случае справедливости такого рода воззрений, проблема абсурдности единственной и конечной человеческой жизни, размышлениям над которой Л.Н. Толстой да и другие не менее великие мыслители отдали немало своих духовных сил, получает воодушевляющее человека разрешение. А именно - существование каждого индивида не бессмысленно не только в общечеловеческом плане, но и в личном (индивидуальном), так как его конечная земная жизнь становится маленькой ступенью на лестнице беспредельной космической эволюции его Индивидуальности или истинной духовной сущности.
К слову, при таком подходе в совершенно ином свете предстает смысл буддийского понятия "нирвана", которое по сей день многие ориенталисты трактуют как "угасание всякой жизни вообще". В действительности, как оказывается, подразумевалось угасание (смерть) временной формы - личности и ее привязанности к чувственному бытию, в то время как синтез духовной Индивидуальности раскрывался во всей своей доступной этому эволюционному циклу полноте в физическом либо трансфизическом существовании. На это обстоятельство обращали внимание авторитетные знатоки восточной философии Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих [8].
В результате перманентного развития каждого индивидуального начала духо-материи, по мнению Махатм, возникает основание рассматривать совершенствование не только всего человеческого рода от поколения к поколению, но и сущностное совершенствование каждого индивида, если, разумеется, он не уклоняется от эволюционного пути.
Этот процесс и составляет космическую эволюцию человека. На ее текущем макроцикле, по представлениям авторов Живой Этики, важнейшими аспектами являются: социальный, космо-социальный и антропологический. Первый означает преодоление всевозможных социальных противоречий и построение в рамках планеты общества всеобщего братства. Второй: неизбежность выхода земного разума за пределы планеты, то есть распространение эволюции человека с пространства планетарного на пространство космическое. Это является закономерным следствием процесса качественного саморазвития жизни и сознания, который не ограничивается рамками одной планеты и предстает как транспланетарный процесс.
Третий аспект: на фоне общеэволюционных закономерностей обосновывается возможность (именно возможность, а не неизбежность, т.к. в эволюционном движении отсутствует предопределение) преображения несовершенного земного разума, воплощенного в биологическом человеке, в одухотворенный высокоразвитый космический разум, носителем которого явится небиологический человек - духовный андроид.
Одним из оснований объективности такого процесса является убеждение авторов Живой Этики в существовании сложной онтологической структуры человека. Индивидуальность и личность два ее полюса. Причем они не расцениваются в качестве двух абсолютно самостоятельных онтологических сущностей. И первое, и второе понятия обозначают лишь два различных аспекта (измерения) единого явления, где первый имеет непреходящее бытие, второй - временное.
В итоге, два основных измерения человека предстают как:
· земное, то есть обусловленное и временное, связанное с биологическим организмом (в общем случае символизируется понятием "материя" и соответствует тому, что обозначается терминами "личность" или "Низшее Я");
· космическое, то есть безусловное и вневременное, связанное с энергетическими формами материи (в общем случае символизируется понятием "Дух" и соответствует терминам "космическая Индивидуальность", "Высшее Эго" или "Высшее Я").
В таком случае космическая эволюция человека является процессом постепенного перехода воплощенных в нем жизни и сознания от их обусловленной биологической формы существования к более высокоразвитым формам, которые характеризуются возрастающим потенциалом сознания, свободой, вневременностью, духовностью и общей гармонией с окружающей средой. Данный процесс сопровождается падением актуальности и детерминирующего воздействия первого - земного измерения человека и активизацией его второго - космического измерения. Понятие "духовность", следовательно, в своей естественнонаучной сути отражает не что иное, как космическую эволюцию человека. Можно предполагать, что и термин "обожение человека", использовавшийся религиозными мистиками, так же является смысловым синонимом понятия "космическая эволюция человека" в Живой Этике.
Важнейшим условием космической эволюции человека и общества в Живой Этике выступает процесс совершенствования ("расширения") сознания, под которым понимается интегральный показатель развития духовных, интеллектуальных, нравственных, сенсорных и других способностей и качеств человека. Причем в наступающий новый эволюционный период на первый план выдвигается развитие духовно-нравственных начал, становлением которых, по мнению Е.И. Рерих, детерминируется интенсивность космической эволюции человека.
1. Семенова С. Идеи русских космистов // "Утренняя Звезда": Альманах Международного Центра Рерихов. 1993. №1.
2. Пионтковский С.Г. Идея глобального эволюционизма в контексте современной науки. // Вестник МГУ. Серия. Философия. - 1990. -№ 2.
3. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991
4. Лесков Л.В. Возможна ли дальнейшая эволюция. // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6.
5. Агни-Йога /Живая Этика: В 3 т. - Самара: 1992. - Т.2.
6. Грани Агни-Йоги. 1961. - Новосибирск. 1994.
7. Письма Елены Рерих; В 2 т. - Минск, 1992. - Т.1.
8. Рерих Е.И. Основы буддизма. - СПб., 1992.